Цементируя мир. Научный диалог спасет планету?

В центре внимания участников завершившегося в Москве X Международного научного форума неправительственных партнеров ЮНЕСКО “Наука на благо человечества” оказались вопросы о роли науки в современном мире, взаимосвязи науки и общества, значении науки в ответе на большие вызовы. Форум был организован Международным общественным фондом “Российский фонд мира” совместно с Российской академией наук и Секретариатом ЮНЕСКО. В его работе приняли участие около 600 ученых более чем из 50 стран мира.
В рамках мероприятия прошли свыше двух десятков пленарных заседаний и панельных дискуссий, посвященных взаимодействию неправительственных организаций, гражданского общества и научного сообщества, повышению социальной ответственности науки и ученых, их влиянию на принятие политических решений. 
Открывая форум, президент РАН академик Александр Сергеев назвал его уникальным событием, позволяющим представителям нескольких десятков стран мира обменяться мнениями о перспективах развития науки. По мнению главы РАН, ее роль состоит в том, чтобы дать всем нам понимание, что представляет собой окружающий мир и куда движется человечество, а ученые должны правдиво информировать общество о новых научных разработках и состоянии науки в целом. Александр Сергеев напомнил также о важности научной дипломатии: “Там, где рушатся мосты между странами, наука должна строить новые”. 
Важнейшую роль научной дипломатии отметил и министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его словам, современный мир находится на этапе стремительных перемен. Как никогда востребовано “сопряжение усилий всех, кто заинтересован в обеспечении его поступательного, стабильного развития, включая представителей академических кругов и широкой общественности”. Термин “научная дипломатия”, по словам Лаврова, становится не просто “фигурой речи”, а реально востребованной формой продвижения идей, от которых зависит развитие всего человечества.
Роли научной дипломатии было посвящено одно из пленарных заседаний форума, которое модерировал научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян (на снимке второй справа). Открывая заседание, постоянный секретарь Французской академии наук, специалист по истории России Элен Каррер д’Анкосс (на снимке) коснулась исторических и культурных корней научной дипломатии, в частности, роли языка как средства международной коммуникации. 
Член-корреспондент РАН, директор ИМЭМО РАН экономист Федор Войтоловский (на снимке крайний справа) начал свое выступления с ответа на вопрос, что есть научная дипломатия и каковы ее функции в современном мире? Он отметил, что цель взаимодействия ученых — это прежде всего  реализация научных задач, международных проектов, где суммируются и дополняют друг друга возможности исследовательских коллективов из разных стран. Но если брать политическую составляющую этого процесса, опосредованно возникающую благодаря такому взаимодействию, то ее значение тоже нельзя приуменьшать. Когда идет диалог между учеными по научной проблематике, на его фоне возникают международные связи, которые, на взгляд директора ИМЭМО, оказываются более живучими, чем существующие на официальном политико-дипломатическом уровне. 
Характеризуя нынешний этап развития международных отношений, руководитель ИМЭМО обратил внимание на очередной виток напряженности в отношениях России и Запада. “Мы помним, что в годы холодной войны связи между учеными, совместное решение научных задач позволяли сохранять диалог между двумя странами. Сейчас происходит то же самое — по многим направлениям официальное взаимодействие прекращено или затруднено, но если посмотреть на сферу науки, то продолжаются контакты Национальной академии наук США и Российской академией наук, идет активное взаимодействие научных институтов, реализуются исследовательские проекты между Роскосмосом и НАСА. В этой ситуации наука оказывается тем “скрепляющим цементом”, который поддерживает отношения. Когда появится политическая возможность, именно с науки можно будет начать взаимодействие и в других направлениях”, — сказал Ф.Войтоловский. 
Директор ИМЭМО подчеркнул, что там, где дело касается общественных наук и взаимодействия специалистов в области мировой экономики и международной безопасности, научная дипломатия дает основу для так называемой дипломатии второго трека. Это диалог между представителями науки, экспертных сообществ по тем проблемам, которые дипломаты и официальные лица зачастую не могут обсуждать столь откровенно и гибко, как ученые. “Мы отвечаем своей научной репутацией и репутацией своих научных организаций и в отличие от дипломатов чувствуют себя гораздо свободнее”, — добавил Ф.Войтоловский. У дипломатии второго трека огромный потенциал. Она, по словам экономиста, дает альтернативы и новые идеи политикам и лицам, принимающим решения, позволяет обсуждать те проблемы, которые затруднительно поднимать на официальном уровне. 
Есть и еще одна задача у научной дипломатии и дипломатии второго трека как ее составной части — это наполнение международной политики смыслами, идеями, концепциями. И оно опять касается ученых, которым вполне по силам создать новое понятийное и проблемное поле мировой политики. Сегодня, по словам Федора Войтоловского, роль экспертного сообщества во всем мире возрастает. Все больше научных знаний необходимо для принятия политических решений, планирования и осуществления внешней политики и политики безопасности.
Касаясь российско-американских отношений, директор ИМЭМО отметил, что сейчас мы находимся в ситуации политического кризиса, когда налицо трудности в сфере безопасности, а взаимные претензии сильно осложняют диалог между двумя странами. В США, по мнению ученого, тематика российско-американских отношений стала избыточно политизированной на уровне внутренней политики, причем гораздо больше, чем в России. Это будет затруднять диалог в ближайшие годы, создавать системные трудности. Руководитель ИМЭМО отметил, что сегодня, как в годы холодной войны, возрастают риски военной опасности, и здесь роль научно-экспертного сообщества колоссально возрастает. Ученые могут подсказать и предложить дипломатам новые решения, которые окажутся качественно важными для развития отношений двух стран.
Внимание большого числа российских и зарубежных участников форума привлекла панельная дискуссия “Большие вызовы как источник развития”. В качестве основных спикеров первоначально были заявлены помощник Президента РФ Андрей Фурсенко и министр науки и высшего образования Михаил Котюков, и хотя в итоге оба приехать не смогли, выступления остальных докладчиков прозвучали остро и вызвали интересную полемику.
Президент Курчатовского института член-корреспондент РАН физик Михаил Ковальчук посвятил свой доклад тактическим и стратегическим приоритетам России. Первые обеспечивают нашей стране “эволюционно-модернизационное развитие” и нацелены на конкретные продукты и рынки, и в последние годы страна ориентируется именно на них. Стратегические приоритеты не направлены на конкретные продукты. Практически всегда стоит цель создания новых технологий на основе фундаментальных знаний, и фактически всегда это приводит к смене технологического уклада. Эти два типа приоритетов всегда взаимосвязаны и перетекают один в другой: тактические обеспечивают переход к стратегическим, а стратегические со временем становятся конкретными товарами и рынками.
Сказанное Михаил Ковальчук иллюстрировал многочисленными примерами. “После победы в Великой Отечественной вой-не СССР имел одну из самых оснащенных и боеспособных армий в мире. Однако после варварской атомной бомбардировки США японских городов Хиросима и Нагасаки, если бы руководство страны и часть научного сообщества не нашли в себе силы реализовать стратегический приоритет, связанный с созданием ядерного оружия, наша победа была бы обесценена, поскольку СССР мог быть уничтожен ядерными ударами со стороны США”, — отметил ученый.
По словам М.Ковальчука, “когда вы реализуете стратегический приоритет, когда нет цели создания конкретного продукта, вы “взрываете” цивилизацию, определяя на десятилетия вектор ее развития”. Когда в стране развивался атомный проект, не было экономических задач, речь шла только об атомной бомбе. Но после того как эта задача была решена, появились атомные станции, и СССР стал родоначальником в этой области. И сегодня, по данным руководителя Курчатовского института, Росатом имеет заказы на сотни миллиардов рублей на строительство атомных станций по всему миру. Развитие атомной энергетики, в свою очередь, привело к разработке технологии термоядерного синтеза, созданию первого в мире токамака. Таким образом, была заложена основа для принципиально новой энергетики, основанной не, как атомная, на делении, а на синтезе легких элементов. Сегодня эта идея воплощается на юге Франции, в Кадараше, где строится мощный термоядерный реактор.
Другими словами, реализация атомного проекта как стратегической цели помогла нашей стране стать конкурентоспособной в самых сложных технологических областях.
Переходя к текущей ситуации, Михаил Ковальчук рассказал, что теперь человечество столкнулось с новым вызовом. “Сегодня все говорят об устойчивом развитии, которое подразумевает достаточное количество энергии, питьевой воды, посевных площадей. Глобализм, по словам ученого, привел к тому, что многие страны оказались втянуты в модель “производи — покупай — выбрасывай — покупай новое”. При таком глобальном потреблении, стало очевидным, что ресурсы истощаются и человечество движется к катастрофе. Выход только один — создать природную техносферу, которая обеспечит гармоничное существование на нашей планете”, — считает М.Ковальчук. 
Председатель Совета РФФИ академик Владислав Панченко отметил, что общество нередко оказывается перед большими вызовами. Задача ученых — их классифицировать путем тщательного системного анализа. Несмотря на турбулентность текущей ситуации, научное сообщество в последнее время находит все больше точек соприкосновения и поводов для взаимопонимания. При этом научное взаимодействие часто является единственным мостиком, связывающим представителей разных стран и точек зрения. В.Панченко напомнил, что в последние два года РФФИ провел ряд встреч и семинаров, которые были посвящены научной дипломатии. Они легли в основу состоявшегося в Москве в мае нынешнего года заседания Глобального исследовательского совета, участники которого активно обсуждали эти вопросы. 
Касаясь направлений, на которые ученым стоит обратить внимание, В.Панченко отметил создание новых перспективных материалов, изучение почв, развитие атомной энергетики. Вместе с тем, говоря о реализации стратегии устойчивого развития, нельзя не думать о проблемах, связанных со здоровьем человека, в частности, психическим. По словам академика, стоит обратить внимание на “дикое количество” гаджетов. “Время, которое за ними проводится, давно превышает все нормы. По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня примерно 10-12% населения земного шара — это психически нездоровые люди”, — отметил академик. 
О влиянии гаджетов на нашу жизнь напомнил и М.Ковальчук. Он сообщил, что недавно мощность всех компьютеров мира сравнялась с мощностью мозга одного человека. Сегодня только на работу гаджетов мы тратим треть производимой в мире энергии. Запрос о том, как проехать в магазин, по словам ученого, эквивалентен затрате энергии для кипячении 1 литра  воды. По мнению физика, пора всерьез задуматься о новых природоподобных технологиях, которые не нарушают природный баланс. Это, считает ученый, — сегодняшний вызов планетарного масштаба, ответ на него предстоит найти представителям науки, которая, как гласит девиз форума ЮНЕСКО, должна развиваться на благо человечества.
Светлана БЕЛЯЕВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев