40105

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает анализировать характеристики кадрового потенциала российской науки в сравнении с мировой. В очередной публикации внимание было обращено на ключевую категорию персонала — исследователей (https://issek.hse.ru/news/228148409.html). 

Используя данные Росстата, ОЭСР, ЮНЕСКО и Евростата, а также результаты проекта «Экспертиза отдельных направлений научной и образовательной политики на основе анализа международного опыта и данных эмпирических обследований», авторы материала отмечают, что в 2017 году в России численность исследователей составила 359,8 тысячи человек. По сравнению с предыдущим годом это меньше на 2,9%. С 2008 года она снизилась на 4,3%, сокращаясь в среднем ежегодно на 0,5%.

Несмотря на продолжающееся снижение, Россия остается одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке, уступая только Китаю, США и Японии. В большинстве зарубежных стран, прежде всего членов ОЭСР, наблюдается тенденция роста данного показателя за рассматриваемый период, отмечается в исследовании.

Почти две трети исследователей (62,3% в 2017 году) заняты в области технических наук, наименьшая доля приходится на сельскохозяйственные (2,9%). За 2008-2017 годы увеличение численности исследователей отмечалось в области общественных (+39,3%) и гуманитарных (+38,5%) наук, в остальных областях произошло снижение, говорится в публикации.

Кроме того, в НИУ ВШЭ изучили динамику возрастной структуры исследователей в России за последнее десятилетие. Так, число ученых в возрасте до 39 лет увеличилось в 2008-2017 годах с 31,8% до 43,9%, в возрасте 40-59 лет — снизилось с 43% до 30,9%, старше 60 лет — увеличилось лишь на 0,1% — до 25,3%.

Количество исследователей высшей научной квалификации — кандидатов и докторов наук — в 2017 году составило 103,3 тысячи  человек (28,7% от общей численности). Это сопоставимо с уровнем 2008 года, когда их число достигало 101 тысячи человек. Наиболее высокий уровень квалификации — у исследователей, занятых в области гуманитарных, медицинских и общественных наук.

Нет комментариев