Выбрали саванну

Ископаемые останки указали на миграцию представителей человеческого рода через “зеленую” Аравию 300 тысяч лет назад. С подробностями — Science News; New York Times.
Непригодная для обитания нынешняя пустыня Аравийского полуострова 300 тысяч лет назад была заманчивым регионом для рода Homo, к такому выводу пришли авторы статьи в октябрьском номере журнала Nature Ecology&Evolution. Как отмечает, ссылаясь на Патрика Робертса (Patrick Roberts) из Института исследований истории человечества Макса Планка (Max Planck Institute for the Science of Human History) в Йене, Science News, каменные орудия, найденные в месте под названием Ти’с-аль-Гадах среди ископаемых останков животных, датируются периодом от 300 тысяч до 500 тысяч лет назад. В то время это место находилось в покрытом обильной растительностью районе, с регулярными дождями.
Открытие Робертса и его коллег подкрепляет идею о том, что Аравийский полуостров привлекал Homo sapiens и другие виды Homo, выходящие из Африки несколько сотен тысяч лет назад. Homo sapiens возник в Африке около 300 тысяч лет назад. Принято считать, что миграция человека из африканского континента началась около 60 тысяч лет назад, но недавние находки на Аравийском полуострове, включая окаменелость фаланги человеческой кисти, которой по меньшей мере 86 тысяч лет, указывают на более раннее начало расселения. На двух найденных в Ти’с-аль-Гадахе костях животного происхождения есть отметины — следы разделки, свидетельствующие об охоте, имевшей место в этих краях.
Та же группа авторов откопала в Саудовской Аравии 21 зуб травоядных животных —  антилоп, слонов и древних лошадей, и анализ эмали этих останков на соединения-индикаторы рациона показал, что в древности здешняя окружающая среда была очень похожа на покрытые травой саванны Восточной Африки. Изотопы углерода в зубной эмали отражают растительный рацион животного, а изотопы кислорода служат показателем воды из источников, пополняемых дождевой водой.
Найденные каменные орудия и кости животных со следами разделки — это свидетельства того, что ранние гоминины — вымершие представители рода Homo, но, скорее всего, не наш вид — присутствовали на Аравийском полуострове по меньшей мере на 100 тысяч лет раньше, чем предполагалось. Кроме того, эти находки говорят о том, что ранним гомининам для перехода из покрытой травой Африки в чащу Аравии никаких особых эволюционных адаптаций не требовалось. “По мере расширения саванн распространялись по региону и люди того времени”, — приводит слова одного из авторов публикации, археолога Михаэля Петраглиа (Michael Petraglia) из Института Макса Планка в Йене, New York Times.