В пространстве единства

Как превратить обширность пространства нашей страны в стратегическое преимущество и не допустить “растаскивания” периферии России экономическими и демографическими процессами? Как обеспечить своевременное перемещение людей и грузов в нужном объеме и за доступную плату? На эти и другие жизненно важные для страны вопросы призваны ответить, и ответить делом, комплексные программы, которые будет формировать Совет по приоритету научно-технологического развития “Связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики”. 
Председатель Совета, ректор Московского авиационного института (национального исследовательского университета) академик РАН Михаил ПОГОСЯН рассказал “Поиску” о том, какую работу уже провел Совет и какие задачи предстоит решать. 
— Михаил Асланович, понятно, что связанность пространства — важное условие единства страны и ее устойчивого развития. Как обстоят дела в этой сфере сегодня? Из какого состояния мы стартуем? 
— Обеспечение связанности территории — это действительно “большой вызов”, один из семи, определенных в Стратегии научно-технологического развития страны. Вызовы — это одновременно и риски, и преимущества; и проблемы, и окна возможностей. Безусловным преимуществом, богатством России является ее огромная территория с колоссальными запасами природных ресурсов. Но это и очевидные риски — крайне неравномерное социально-экономическое развитие регионов, их дифференциация по качеству жизни людей, по условиям для хозяйственной деятельности, высокий уровень транспортных издержек, включая затраты на поддержание в нормативном состоянии инфраструктурных объектов в суровых климатических условиях. 
В настоящее время продолжается экспертная и общественная дискуссия о Стратегии пространственного развития Российской Федерации — важнейшем документе стратегического планирования, который должен определить ключевые вызовы и приоритеты социально-экономического развития страны в целом и ее регионов, а также поставить стратегические задачи по обеспечению связанности территории. 
Обнародованный Минэкономразвития проект Стратегии попал под жесткую критику Совета Федерации, Общественной палаты, Российской академии наук. Нельзя не признать, что многие из предлагаемых в Стратегии путей решения проблем небесспорны. Но с содержащимся в проекте документа определением вызовов стоит согласиться. 
Во-первых, это резкое увеличение экономической роли и численности населения крупных городов и отток жителей из сельских территорий, малых и средних городов. 
Во-вторых, это высокая степень межрегиональной дифференциации. Уровень обеспеченности граждан основными социальными благами (комфортное жилье, медицинское обслуживание, доступ к образованию, культурным объектам и событиям и др.) существенно различается в Москве и, например, в сельских территориях Сибирского федерального округа. 
В-третьих, это так называемый сетевой разрыв: периферия практически всех регионов не имеет достаточной плотности поддерживаемых в нормативном состоянии автомобильных дорог, устойчивой сотовой связи, достаточной скорости Интернета. 
На все эти вызовы необходимо дать адекватные ответы. В майском указе президента задачи по обеспечению связанности территории страны включены в несколько национальных программ и проектов. Транспортную связанность должны обеспечить нацпроект “Автомобильные дороги” и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Задачи по обеспечению всего населения России доступом к квалифицированной медицинской помощи и образованию поставлены в национальных проектах “Здравоохранение” и “Образование”. Необходимость снижения нагрузки на природу при строительстве и эксплуатации инфраструктурных объектов, от транспортных потоков вытекает из нацпроекта “Экология”. По итогам Восточного экономического форума Владимир Владимирович Путин поручил правительству разработать национальную программу развития Дальнего Востока. В каждой из перечисленных глобальных, комплексных задач есть научно-техническая составляющая, над которой и должен работать Совет по приоритету НТР “Связанность территории Российской Федерации…” в тесном взаимодействии с остальными Советами и Координационным советом. 
— Какие прогрессивные изменения должны произойти в результате работы по данному приоритетному направлению? Что хочется получить на выходе?
— Результаты, которые должны быть получены, можно представить в трех измерениях: социальном, экономическом и управленческом. Социальное измерение связанности территории — это выполнение соответствующих социальных стандартов: где бы ни жил российский гражданин, он должен получать гарантированный государством набор социальных благ. Экономическое — это возможность доставлять грузы в срок, надежно и с такими издержками, при которых продукция будет конкурентоспособной. Политическая и управленческая связанность необходимы для эффективного исполнения органами власти всех уровней своих полномочий, включая планирование развития территорий, эффективное использование бюджетных средств и иных государственных ресурсов. 
— Приоритет “Связанность территории…” получился чрезвычайно обширным: в нем и космос, и Арктика с Антарктикой, и интеллектуальные транспортные системы, и связь с навигацией. Как организовать работу по такому полю очень разных задач? 
— Чтобы приступить к формированию комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла по нашему приоритету, необходимо было сначала его структурировать, выделить уровни связанности территории и для каждого из них определить приоритетные комплексные задачи. Мы видим три таких уровня: глобальный (Россия — зарубежные страны, проходящие по нашей территории международные транспортные коридоры); межрегиональный (столица — периферия, соседние регионы); внутрирегиональный. В рамках внутрирегиональной связанности задачи тоже очень разные. Один комплекс задач вытекает из необходимости обеспечивать связанность территории в крупных агломерациях и совершенно иной — в местах с низкой плотностью населения и малой экономической активностью. В Москве, например, приоритетной комплексной задачей будет эффективное управление транспортными потоками в условиях жесткого дефицита пропускной способности и необходимости развития инфраструктуры. Значит, нужно акцентировать внимание на создании и внедрении интеллектуальных транспортных систем для личного и общественного пользования, причем уже очевидна перспектива перехода на электрический транспорт и широкого использования беспилотных технологий. 
И совершенно другой комплекс задач актуален для территорий с низкой плотностью населения и хозяйственной деятельности. К слову, это более половины страны. Сегодня в таких регионах мы имеем плотность инфраструктурных объектов (автомобильных и железных дорог, аэропортов, портов), серьезно уступающую европейской. Построить в короткие сроки огромное количество дорог, водных и воздушных гаваней при имеющихся ресурсах невозможно. Поэтому здесь встает комплексная, и в первую очередь научно-техническая, задача: обеспечить связанность территории и конкурентоспособность экономики в условиях дефицита традиционных путей сообщения. Для транспортной системы таких регионов вполне уместно ставить вопрос о формировании внедорожного модуля — унифицированной линейки внедорожных транспортных средств (включая сверхлегкую авиацию, дирижабли, вездеходы, амфибии), которые будут экономичны в производстве и эксплуатации. Для Дальневосточного федерального округа, в который теперь вошли Забайкалье и Бурятия, создание такой линейки транспортных средств, а также цифровой платформы, которая позволит организовать их оптимальное и коллективное использование, представляется жизненно необходимым. Поэтому Совет приступил к обсуждению задач по созданию Мобильного модуля для комплексного освоения территорий (ММ КОТ).
— Как организована работа Совета?
— В середине октября Совет провел заседание в утвержденном правительством составе. До этого дважды собиралась экспертная группа по планированию деятельности Совета. На всех трех заседаниях обсуждался целый блок вопросов, связанных с нашей главной на сегодня задачей — формированием Комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла “Связанность территории”. Сначала мы должны задать ее содержательные и методические рамки, а потом сформировать пакет комплексных планов научных исследований (КПНИ) и комплексных научно-технических проектов (КНТП), из которых она будет складываться. В рамках КПНИ предполагается генерирование научных и научно-технических знаний, а КНТП подразумевают перевод этих результатов в практическую плоскость, вывод продукта на рынок или решение значимой социально-экономической задачи. Сочетанием этих двух инструментов — КПНИ и КНТП — мы планируем обеспечить комплексный характер программ и выстраивание цепочек полного инновационного цикла, когда результаты НИР и ОКР используются в производстве инновационной продукции, при создании новых технологий. 
— В какой стадии находится формирование вашей Комплексной программы? 
— Совет одобрил ее концепцию и включенный в нее перечень комплексных задач — направлений для формирования КПНИ и КНТП. Таких направлений на данный момент мы выделили шесть: комплексное прогнозирование и моделирование; транспортная и универсальная инфраструктура; мультимодальные транспортно-логистические системы; общественный транспорт для городских агломераций; внедорожные транспортные системы; “Умная территория”.
Представители нашего Совета расскажут о них на ноябрьской сессии Общего собрания Российской академии наук.
Следующий шаг в формировании Комплексной программы — с участием заинтересованных организаций и органов государственной власти определить для всех этих направлений перечень научно-технических задач, для решения которых будут формироваться КПНИ и КНТП.
Однако чтобы полностью сформировать Комплексную программу и начать ее выполнять, мы должны иметь принятые на федеральном уровне “правила игры”, в том числе порядок включения сформированных и одобренных Советом при Президенте РФ по науке и образованию программ в бюджетный процесс. Сейчас есть только проект постановления Правительства РФ “Об утверждении Правил разработки, утверждения, реализации, корректировки и прекращения комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации”.
Мы считаем, что этот документ нуждается в доработке. Наш Совет направил в Минобрнауки и Координационный совет по приоритетным направлениям научно-технического развития Совета при Президенте РФ по науке и образованию ряд предложений в проект. Они касаются оптимизации процедуры согласования и утверждения Комплексных программ, а также четкого описания механизмов принятия решений.
— Будут ли конкретные КПНИ и КНТП изначально утверждаться в рамках Комплексных программ, или их предполагается отбирать уже на более поздних этапах?
— Об этом в проекте Правил не говорится. Мы предложили установить, что выносимый на рассмотрение Совета при Президенте РФ по науке и образованию паспорт Комплексной программы должен включать в себя с учетом масштаба задачи несколько КПНИ и КНТП с тем, чтобы в дальнейшем в него можно было вносить коррективы и добавлять новые элементы. Для рассмотрения предложений к Комплексной программе на заседании Совета по приоритету они должны содержать в том числе анализ потенциальных заказчиков и рынков, индикаторы достижения целей, прогноз ожидаемых результатов, оценку рисков, планы-графики выполнения работ, бюджет, источники финансирования. 
Важнейшая задача Совета на данном этапе — эффективно организовать работу по сбору и анализу предложений для формирования программ и проектов.
Подготовила Надежда Волчкова
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев