Художнику в помощь

Глазное заболевание могло придать Леонардо да Винчи художественное видение, нейробиологи подозревают наличие у автора великих картин расходящегося косоглазия. Подробности — в Science News.
“Если бы у Леонардо да Винчи был хороший офтальмолог, он, возможно, не стал бы таким великим художником” — так начинает свою заметку об исследовании, проведенном ученым из Лондонского городского университета (City University of London), издание Science News. Специалист по нейробиологии зрительного восприятия Кристофер Тайлер (Christopher Tyler) изучил шесть изображений, созданных Леонардо, включая “Спасителя мира” и “Витрувианского человека”. На пяти из них обнаружены признаки несогласованных движений глазных яблок автора, характерные для экзотропии, формы косоглазия, при которой один глаз отклоняется наружу, что мешает трехмерному видению объектов: бинокулярная картинка, которая сливается в кортикальных отделах зрительного анализатора головного мозга при попадании в центральную часть глаза увиденного, при косоглазии не объединяется, из-за чего нервная система изображение, получаемое больным глазом, попросту исключает. О своем открытии Тайлер сообщил в октябрьском номере офтальмологического журнала Американской медицинской ассоциации (JAMA Ophthalmology). Экзотропия — одна из форм косоглазия, объединяемых общим названием “стробизм”. В наши дни стробизм исправляется специальными очками, глазными повязками или хирургическим путем. Тайлер определял параллельность осей зрения художника тем же образом, как это делают оптометристы, подбирая очки. Свидетельства нарушения параллельности были выявлены при анализе большей части портретов, включая автопортреты, но не у “Витрувианского человека”. Так как отклонение было замечено не на всех работах, по мнению Тайлера, у да Винчи могла быть прерывистая экзотропия, проявляющаяся только время от времени и, возможно, контролируемая. “Люди с прерывистой экзотропией могут выравнивать свой взгляд и видеть объекты трехмерными, но, когда они невнимательны или устали, косоглазие возвращается”, — отмечает исследователь.
Согласно домыслам Тайлера, способность да Винчи контролировать свою экзотропию, если он ею обладал, могла придавать ему художественное преимущество. “Работа художника заключается в том, чтобы рисовать на двухмерной поверхности, и это может представлять трудность, если вы видите мир трехмерным”, — поясняет ученый. Для трехмерного восприятия на одном и том же объекте должны быть сфокусированы оба глаза, и многие художники, разглядывая объект, прикрывают один глаз — так им проще перевести детали в два измерения. Но, как отмечает Тайлер, при прерывистой экзотропии, которая предполагается у да Винчи, переходы из трехмерного видения в двухмерное и обратно происходят легче.

Нет комментариев