Следить будут строго. Научным журналам предписан мониторинг.

В Российской академии наук состоялась пресс-конференция, посвященная развитию Russian Science Citation Index (RSCI) — “русской полки” журналов в международной наукометрической базе данных Web of Science (WoS). В ней приняли участие члены рабочей группы РАН по оценке качества и отбору журналов в RSCI, представители компании Clarivate Analytics (владеет WoS) и Научной электронной библиотеки (eLIBRARY.RU). Главным информационным поводом стало исключение из RSCI 17 изданий и включение в нее же 137. Сами эти события по регулированию списка RSCI происходили еще летом (о них “Поиск” писал в одном из июльских номеров), но тогда новость оказалась не слишком “заметной” и ее решили обнародовать более широко.
Открывая пресс-конферен-цию, председатель Научно-издательского совета РАН, вице-президент РАН академик Алексей Хохлов напомнил, что Российская академия наук с самого начала в содружестве с Научной электронной библиотекой eLIBRARY.RU принимала активное участие в создании этой базы данных лучших российских научных журналов. Первоначально целью проекта, стартовавшего около трех лет назад, было отобрать 1000 журналов, но среди почти 5000 изданий, зарегистрированных в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ — также проект eLIBRARY.RU) удалось найти лишь 653, удовлетворяющих строгим критериям отбора.
“Это были самые сильные, самые значимые журналы, достойно представляющие российскую науку на платформе Web of Science”, — отметил председатель рабочей группы РАН академик Анатолий Григорьев. По его мнению, достойных демонстрации на платформе WoS журналов оказалось не слишком много не потому, что наука в России развивается не очень интенсивно, а из-за того, что “требования к статьям в России несколько иные, чем международные”. “Но если мы хотим присутствовать в международных базах данных, то мы должны встраиваться в существующую систему”, — подчеркнул академик. 
Три года назад, на самой первой презентации проекта, члены рабочей группы, в состав которой помимо академиков Анатолия Григорьева и Алексея Хохлова входили президент Ассоциации государственных научных центров, генеральный директор ФГУП “ВИАМ” ГНЦ РФ академик Евгений Каблов, первый проректор НИУ “Высшая школа экономики” Леонид Гохберг и другие авторитетные ученые, каждый из которых отвечал за свое научное направление, подробно рассказывали о том, как производился отбор изданий.
Окончательное решение принималось с учетом библиометрических показателей журналов, рассчитываемых в РИНЦ, результатов оценки журналов экспертами по основным тематическим направлениям и общественной экспертизы. Всего было представлено 12 800 экспертных анкет и 240 000 оценок журналов, а также составлено 2800 комментариев экспертов с аргументацией оценки или уточнением тематической рубрики журнала.
По словам Анатолия Григорьева, с самого начала проекта было понятно, что раз в два-три года потребуется проводить мониторинг и “добирать” в RSCI новые журналы, соответствующие заявленному в этой базе данных уровню. “К сожалению, некоторые издания приходится и убирать. Сейчас разрабатывается регламент, который позволит более жестко контролировать условия отбора и исключения из этого списка”, — заметил глава рабочей группы.
Анатолий Григорьев отметил также, что при отборе учитывается желание журнала представлять себя на платформе WoS — с этого года научные издания в инициативном порядке могут подавать заявки на включение в RSCI, одновременно идет работа по отсеву журналов, которые нарушают правила академической этики.
Академик Алексей Хохлов напомнил, что летом был опубликован обновленный список RSCI, сформированный на основе мониторинга качества. В результате проведенной работы из существующего перечня RSCI (653 российских научных журнала) были исключены 17 журналов и включены в него 137. 
Участниками рабочей группы были проанализированы как журналы, изначально входящие в RSCI, так и еще 1500 изданий, которые сегодня входят в ядро, или “первый квартиль”, РИНЦ.
— Решение по включению журнала в RSCI или исключению из него принималось по экспертному заключению тематических экспертных групп. При этом экспертные советы основывались как на формальных наукометрических показателях, так и на общественной экспертизе, проводившейся ведущими российскими учеными, — сообщил академик Хохлов.
Для каждого журнала по Российскому индексу научного цитирования и ядру РИНЦ (Web of Science, Scopus и RSCI) был рассчитан и проанализирован полный набор более чем из 50 библиометрических показателей и статистических отчетов за последние восемь лет. На их основе, а также с учетом результатов общественной оценки и информации о недобросовестных практиках в деятельности журналов делались окончательные выводы. 
Члены рабочей группы и эксперты тематических групп учитывали, в частности, следующие нарушения: отсутствие рецензирования, некорректные заимствования, повторные публикации уже опубликованных текстов под тем же или другим авторством, договорное или перекрестное цитирование, накрутку библиометрических показателей и т.д. Подобные недобросовестные практики в деятельности журналов оценивались по данным “Диссеропедии”, Научной электронной библиотеки и Совета по этике Ассоциации научных редакторов и издателей. 
— Исключение не вечное, в зависимости от тяжести прегрешений срок повторного рассмотрения о включении этих журналов в Russian Science Citation Index займет от одного до трех лет, — отметил А.Хохлов. 
С учетом включенных в обновленную версию RSCI еще 137 достойных журналов общее количество изданий в RSCI-2018 увеличилось до 773. Полный список “русской полки” Web of Science опубликован на сайтах РАН, НЭБ, МГУ им. М.В.Ломоносова и ВШЭ.
Говоря о роли RSCI, управляющий директор Clarivate Analytics в России и СНГ Олег Уткин подчеркнул, что это “инструмент, позволяющий показать лучшее в российской науке всему миру”. По оценкам О.Уткина, сегодня на платформе Web of Science (либо в основной коллекции WoS Core Collection, либо в Russian Science Citation Index и Emerging Science Citation Index — базе данных для “растущих” журналов) размещено около 1000 российских изданий. 
— Это огромный показатель, говорящий о том, что результаты работы российских ученых становятся видны во всем мире, и мы будем рады доводить их до сведения мирового научного сообщества и в дальнейшем, — пообещал представитель Clarivate Analytics.
В подтверждение своих слов Олег Уткин продемонстрировал слайд с изображением структуры Web of Science в виде пирамиды, в основании которой расположена база данных RSCI и по направлению к вершине качество журналов увеличивается. 
— Сегодня к WoS имеют доступ 30 миллионов человек, они же могут оценить и массив данных RSCI. Таким образом, научный мир видит и следит за результатами научных исследований в России, — заключил глава московского офиса CA.
Кстати, индексы, подобные RSCI, существуют и в других странах. В Clarivate Analytics их называют “региональными”, при этом они очень активно развиваются. Первыми были созданы китайский, корейский и латиноамериканский индексы, а сейчас принято решение о создании арабского индекса научного цитирования, ведутся переговоры о создании африканского, южноазиатского, а также индекса стран Юго-Восточной Азии. По словам О.Уткина, в скором времени букву R в аббревиатуре RSCI можно будет трактовать как Regional (региональный). В компании принято решение, что в будущем эта база данных объединит лучшие журналы на русском языке на пространстве бывшего СССР. Рабочей группой РАН уже принято решение о включение в RSCI лучших научных журналов из Белоруссии, Украины и Молдавии. На очереди — журналы из Армении и Казахстана.
О новом регламенте включения и исключения журналов из RSCI рассказал генеральный директор Научной электронной библиотеки Геннадий Еременко. В этом документе отражено, кто отвечает за формирование и развитие RSCI, какие издания могут быть в него включены на основе формальных и технических требований, как именно они могут попасть в RSCI, как осуществляются экспертиза и отбор журналов для RSCI, как происходит мониторинг их качества и каков порядок ретракции (отзыва) статей и исключения изданий из RSCI.
Руководитель НЭБ перечислил основные требования, предъявляемые к изданиям, стремящимся оказаться в RSCI. Это должны быть журналы российских издательств или на русском языке, издание должно индексироваться в РИНЦ, обязательно наличие метаданных на английском языке, история выхода журнала должна быть не менее трех лет, у всех статей должны иметься коды DOI, издание должно входить в первый квартиль РИНЦ по результатам библиометрической оценки или общественной экспертизы.
Касаясь ядра РИНЦ, включающего лучшие публикации российских ученых, Геннадий Еременко отметил, что на первом этапе в него вошли статьи из журналов, присутствующих хотя бы в одной из трех баз данных научного цитирования (Web of Science Core Collection, Scopus, Russian Science Citation Index). Теперь в ядро РИНЦ также будут включаться публикации других типов, в частности лучшие монографии и труды конференций. Существует предварительная договоренность о включении отобранных монографий в Book Citation Index на платформе WoS. По ядру РИНЦ рассчитывается набор библиометрических показателей для всех российских ученых, научных организаций, подразделений и журналов.
Таким образом, по мнению Г.Еременко, существуют три уровня для оценки публикационной активности российских ученых. Это, во-первых, ядро РИНЦ, которое рекомендуется для оценки наиболее качественной составляющей массива публикаций. Во-вторых, сам РИНЦ, куда после очистки от недобросовестных изданий будут включаться только статьи в рецензируемых научных изданиях, а также нежурнальные публикации, отвечающие требованиям издательской и научной этики. И наконец, Научная электронная библиотека, где могут дополнительно размещаться различные издания, имеющие отношение к научной деятельности, но не являющиеся в строгом понимании этого слова научными, в том числе реферативные, научно-популярные, информационные и общественно-политические журналы, а также журналы, которые не могут быть отнесены к категории рецензируемых и не участвуют в статистической оценке научной деятельности.
При этом гендиректор НЭБ подчеркнул, что видит задачу в соблюдении “чистоты рядов” индекса RSCI, чтобы он не превратился в “перечень ВАК”. Академик А.Хохлов также по­обещал реагировать на высказанные научным сообществом претензии к журналам, входящим в обновленный RSCI.
Светлана Беляева

Нет комментариев