Строить и жить помогали. Как песни влияли на судьбы страны.

“Нам песня строить и жить помогает” — эти слова из “Марша веселых ребят” любили напевать представители нескольких поколений наших соотечественников. Надо сказать, фраза из шлягера Лебедева-Кумача и Дунаевского очень точно отражает суть культурного и исторического феномена, который ощутила в свое время страна. Популярные у широких масс песни поднимали боевой дух, вдохновляли на подвиги, вызывали патриотические настроения. Этой темой заинтересовался кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры теории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных Ярослав ГЛУШАКОВ, получивший на ее разработку грант Президента РФ. Что интересного удалось узнать молодому ученому?
— Отечественная массовая песня — один из самых популярных видов музыкального искусства XX века, имевший огромное влияние на все слои советского населения, — начинает рассказ Ярослав. — Это чрезвычайно яркий феномен советской культуры. Песня была всенародной любимицей, действительно помогала строить, жить, воевать и любить.
Появление этого жанра в начале XX века и стремительное его развитие в последующие десятилетия обусловлены суммой исторически сложившихся причин, в числе которых специфика построения массового общества в нашей стране. Словосочетание “массовая песня” появилось в 1920-е годы и сразу же вошло в обиход. Несмотря на общепринятость термина, его значение понималась двояко. Возникал вопрос: является ли массовая песня результатом тиражирования или же она доступный для всех культурный продукт?
Как бы то ни было, появление массовой песни было результатом огромного общественного запроса. Не случайно в ее тематике отразились практически все стороны жизни советского народа и все важнейшие вехи истории страны.
— Приведите, пожалуйста, примеры таких песен.
— Овладевших массовым сознанием песен великое множество: от “Варшавянки” и “Авиамарша” до “Дня Победы”. Жанр развивался очень стремительно и в течение неравнозначных по длине периодов. У каждого из них есть свои отличительные особенности: для 1920-1930-х годов характерны песни-марши (вспомним “Три танкиста” или “Марш веселых ребят”), а вот для песенного наследия времен Великой Отечественной войны, как ни удивительно, — лирические песни, в основе которых лежит танец: вальс, танго или фокстрот. Национальным культурным достоянием стали песни “Огонек”, “Синий платочек”, “Темная ночь”. 
— Кто сочинял и кто исполнял?
— Песни сочиняли практически все советские композиторы. Никогда еще в истории нашей страны одновременно не жило такое созвездие композиторов и поэтов, творчество которых стало достоянием самых широких масс: Александр Александров, Исаак Дунаевский, Михаил Исаковский, Василий Лебедев-Кумач, Василий Соловьев-Седой, Дмитрий Шостакович и другие. Однако время было непростым даже для них. По-разному сложились их судьбы: был репрессирован, а затем реабилитирован Юлий Хайт, безвременно ушел из жизни Дунаевский, подвергался жесткой критике со стороны властей Шостакович. Особо отметим карьеру братьев Покрасс. Необычна судьба старшего, Самуила Покрасса: автор песни “Красная Армия всех сильней” эмигрировал в США и писал музыку в Голливуде. 
В целом руководство страны лояльно относилось к авторам массовой песни, многие из которых удостоены высших правительственных наград и званий, а созданное общество по защите авторских прав вкупе с существовавшей в тот период системой оплаты авторского вознаграждения гарантировало популярным композиторам и поэтам-песенникам высокий материальный доход.
Обратим внимание также на личность Александра Васильевича Александрова. Композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель, Александров стал одним из основателей кафедры хорового дирижирования в Московской консерватории, созданной под руководством Александра Кастальского на базе закрытого в 1923 году Синодального училища. Примечательно, что у истоков советского хорового искусства наряду с Александровым стояли такие выдающиеся личности, как Николай Данилин, Павел Чесноков, а также их ученики и последователи Георгий Дмитревский и Александр Свешников. Будучи дирижерами-регентами, пришедшими из церковной среды и воспитанными на многовековых русских духовных традициях, эти музыканты наполнили хоровое искусство и массовую песню особенной выразительностью, свойственной русской православной музыке, соборностью, самоотверженностью, придали ей сакральную силу. И, возможно, именно следование этим традициям и позволило регенту Александрову стать автором гимна страны.
— Раз песни поют массово, значит, в них есть потребность?
— Конечно. Массовая песня обрела хоровую форму и в определенной степени после революции 1917 года заменила религиозное пение, традиции которого в России были крайне глубоки. Интерес к отечественной массовой песне советского периода наблюдается и сегодня: исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения показывают, что “популярность песен о Великой Отечественной войне велика у всех без исключения поколений”. Важность и ценность наших песен понимают и за рубежом: совместный проект российского правительства и мобильных операторов к 70-летию Великой Победы “Ура Победе!” мгновенно вызвал реакцию английской газеты Financial Times”. Там была опубликована статья Russia mobiles to ring with war song for Victory day celebrations. Отреагировал на это событие и медиапортал “Голос Америки”. Это свидетельствует о том, что на фоне драматических событий современности, попыток пересмотра итогов Второй мировой войны со стороны некоторых стран тема массовой песни военных лет как символа Победы остро актуализируется. Реакция зарубежной прессы говорит об оперативном и тщательном мониторинге такого рода событий и действий.
— Почему сто лет? Вы исследуете конкретно столетний период массовой песни?
— Советская массовая песня является феноменом XX века и к тому же его ровесницей. Первые песни появились в середине 1890-х годов на волне революционных настроений (“Интернационал”, “Варшавянка” и другие). Они печатались в рабочих газетах и на листовках в виде текстов. Пройдя через всю историю нашей страны, к началу 1990-х годов массовая песня вместе с Советским Союзом ушла в прошлое. Отсюда и сто лет.
— Что собой представляет исследовательский процесс в вашем случае?
— Тема эта очень увлекательная, в ходе работы мне приходится разгадывать множество загадок. Чаще всего я выдвигаю гипотезу, а дальше она либо подтверждается, либо опровергается. Исследование иногда превращается в настоящее расследование!
Могу сказать, что в поисках прототипов отечественной массовой песни я проанализировал русский, немецкий, еврейский фольклор. Пришлось изучить тысячи записей народных мелодий, привлечь исторические документы, прослушать издания грамзаписей начала XX века, произвести поиски первоначальных изданий, найти и перевести зарубежную литературу. 
Целесообразность таких исследований состояла в том, что, несмотря на изученность массовой песни в советский период (вышло много изданий ей посвященных, включая капитальный труд советского музыковеда Арнольда Сохора), нерешенным оставался вопрос генезиса жанра. Первые песни не имели авторов музыки, но чрезвычайно быстро распространились и стали популярными. Как это могло произойти в условиях отсутствия массового тиражирования? Ведь не было ни радио, ни грампластинок, ни массовых СМИ. Гипотеза заключалась в том, что существовали народные мелодии, которые и стали прообразами первых массовых песен. В результате исследований эта гипотеза подтвердилась.
— Что вам еще удалось узнать интересного из истории отечественной массовой песни?
— На сегодня я проанализировал и изучил песенный материал первой половины XX века. Некоторые знаковые песни этого периода в течение долгих десятилетий вызывали споры относительно их происхождения. Таков, например, “Авиамарш” или “Марш авиаторов” — одна из главных загадок 1920-х годов. В позднесоветское время стала широко известна немецкая песня Herbei zum Kampf времен Третьего рейха с абсолютно идентичной мелодией. Итогом изучения всех связанных с “Авиамаршем” материалов стало подтверждение ранее оспариваемого авторства Юлия Хайта и Павла Германа. Немцы использовали мелодию этой советской песни!
Интересным также стало открытие противоречивого характера развития и бытования жанра, вызванного противостоянием идеологических приоритетов и интересов коммерческого характера в 1920-е годы.
Не так давно я защитил кандидатскую диссертацию. Четыре года ушло на осуществление этого проекта. Параллельно результаты своих исследований я публиковал в рецензируемых научных журналах. Пока это были только отечественные издания. Знаю, что сегодня активно происходит интеграция российской науки с наукой англоязычной, поэтому не исключаю, что будут и зарубежные публикации. А вообще основной критерий отбора для меня — это хорошая научная репутация издания. 
Беседу вела Фирюза ЯНЧИЛИНА
Фотоснимки предоставлены  Я.Глушаковым

Нет комментариев