Задание поняли. Вузы Северного Кавказа мобилизуются для выполнения указа президента.

В майском указе президента обозначены стратегические цели для всей страны. Что могут сделать университеты для их достижения? На вопросы “Поиска” отвечает председатель Совета ректоров вузов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), ректор Пятигорского государственного университета (ПГУ) Александр ГОРБУНОВ.
— Майский указ президента ставит перед образованием две стратегические задачи. Первая — обеспечение глобальной конкурентоспособности и вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования; вторая — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов страны, исторических и национальных культурных традиций. Александр Павлович, какую бы вы определили как приоритетную для вузов Северо-Кавказского федерального округа? 
— Все задачи, поставленные главой государства, взаимосвязаны — именно так, в комплексе, мы их и рассматривали при разработке программы реализации майского указа в ПГУ. Сейчас эта программа наполняется конкретным содержанием. Подобные документы формируются во всех вузах округа. Вместе с тем я бы особо выделил для университетов СКФО вторую из названных вами задач, связанную именно с воспитанием. Нас сама жизнь, специфика нашего региона нацеливают на это. Северный Кавказ — конгломерат народов, народностей, языков, культур, истории, религий. Если выпускник не будет самостоятельно мыслящей личностью с устойчивым мировоззрением, он способен пойти, к сожалению, за кем угодно. Его можно обмануть, им можно манипулировать, его можно завербовать. И не надо себя тешить иллюзиями, что это стороннее влияние будет позитивным. Примеры показывают, насколько деструктивны силы, пытающиеся оболванить нашу молодежь. Поэтому Совет ректоров уделяет этой проблеме особое внимание. 
Для ее эффективного решения, на мой взгляд, нужен перелом в сознании. До сих пор в обществе, в том числе вузовском сообществе, идет спор о том, кого должна готовить высшая школа. По-прежнему сильна технократическая позиция, заключающаяся в том, что выпускнику достаточно быть узким профессионалом. Я бы добавил: и исполнителем чужих решений. Посыл этот исходит от определенной части бизнеса, которой нужен, так сказать, временный профессиональный инструмент, не более того. 
Я и мои коллеги по Совету ректоров стоим на иной позиции: для “изготовления специалиста — инструмента” — вуз, по большому счету, не нужен — достаточно профессиональной школы. В середине 2000-х один из крупнейших специалистов в области методологии, профессор нашего университета Виктор Петрович Литвинов, как-то заметил: если в высшей школе мы и дальше пойдем по технократическому пути, в конечном итоге вузы превратятся в большие профтехучилища. Университет же должен прежде всего учить мыслить, готовить личность. 
Встречаясь с первокурсниками, всегда ставим перед ними цели на нескольких уровнях. Прежде всего надо стать качественным исполнителем, ибо это — основа не только успешного выполнения своих прямых обязанностей, но и дальнейшего карьерного роста. Следующий уровень — управленческий: умение организовать людей, работать в команде, использовать инструментарий. Чтобы студент мог все это освоить, мы, как и все ведущие вузы региона, развиваем междисциплинарные связи. Например, ввели общеуниверситетскую дополнительную квалификацию в области управления проектами, создания и реализации социальных инноваций. Наконец, третий уровень — готовность к лидерству в команде, бизнесе, на производстве, в любых сферах деятельности. 
— Вторую задачу — обеспечение глобальной конкурентоспособности высшей школы — тоже придется решать на качественно новом уровне. Совершенно очевидно, что без этого невозможно привлечь в наши вузы иностранных студентов (а такая задача также ставится в указе), талантливых зарубежных ученых, наши выпускники не будут востребованы за рубежом и в международных структурах и т.д. Готовясь к нашей беседе, я обратился к “дорожной карте”, принятой Советом ректоров вузов СКФО еще в 2014 году. В ней достаточно подробно были намечены конкретные пути повышения качества образования и его конкурентоспособности. В частности, ликвидация неэффективных вузов и филиалов в округе, мониторинг эффективности в высших учебных заведениях, создание в субъектах округа региональных экспертных организаций, окружной комиссии по оценке и контролю качества образования и проч. Каковы результаты? 
— Начну с цифр. При создании окружного Совета ректоров в 2014 году в его состав входили 26 государственных и 29 негосударственных вузов. На самом первом заседании был поднят вопрос о необходимости повышения качества образования и, соответственно, оптимизации, сокращения количества некачественных вузов, в особенности филиалов. Благодаря совместной работе с Рособрнадзором к сегодняшнему дню в совете остались 23 государственных и 12 негосударственных высших учебных заведений, получивших аккредитацию. Ликвидировано значительное число филиалов. Были созданы региональные экспертные комиссии, окружная комиссия, которые занимаются мониторингом качества образования. В результате оно в регионе повысилось, что видно по уровню выпускных работ, росту востребованности наших выпускников, завоеванию студентами различных грантов. Все это работает на повышение конкурентоспособности. Следствие — рост количества иностранных студентов. Сегодня они появились в значительных количествах даже в вузах тех республик, в которых раньше их почти не было. Например, в Ингушском государственном университете, Северо-Кавказской гуманитарно-технологической академии (Карачаево-Черкесия). Возросло количество таких студентов в вузах Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Дагестана. Но я бы связывал это не только с повышением качества образования, но и с улучшением, стабилизацией общей социально-политической обстановки в регионе. 
Однако для решения задачи, поставленной президентом, требуется, на мой взгляд, выполнить ряд подзадач. Во-первых, нужна более активная популяризация региона. Совет ректоров вышел с предложением к Минкавказу о создании специального полиязычного сайта, на котором бы не только рассказывалось о Северном Кавказе, но и сами вузы вели бы свои странички, чтобы выступали иностранные студенты, которые у нас учатся. С подобным предложением мы обратились и в Российский союз ректоров: на наш взгляд, нужен общероссийский сайт при поддержке Минобрнауки, чтобы на нем уделялось должное внимание не только вузам, входящим в Программу “5-100”, но и обычным региональным. Ведь указ касается всей системы образования. Кстати, увеличение количества иностранных студентов позволяет нам решать и еще одну задачу, поставленную в указе, — это рост объема экспорта оказываемых услуг. 
Вместе с тем для привлечения в вузы иностранных студентов нужно создать комфортные условия не только для учебы, но и для жизни. Я не имею в виду обязательно строительство новых общежитий — иногда достаточно реконструировать, модернизировать имеющиеся. И тут нужна поддержка государства. 
И еще одно. В вузы округа поступают иностранные граждане не только развивающихся стран, что стало уже традиционным. В ПГУ, например, учатся студенты из США, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Германии, Бельгии, Латинской Америки, что говорит о привлекательности вуза и отечественного высшего образования в целом. Такая же разнообразная картина в Северо-Кавказском федеральном университете, в ряде других вузов региона. В процессе обучения иностранных студентов мы должны более четко, ясно и последовательно знакомить их с нашими богатейшими традициями в культуре, истории, образовании, в сфере коммуникаций. Я, например, иностранным первокурсникам прямо говорю: в нашем вузе термин “толерантность” не приветствуется. Они сразу напрягаются. Я разъясняю: он не выражает глубинной сути наших нынешних достигнутых взаимоотношений. “Толерантность” ведь от латинского tolerare — “терпимость”. Получается, мне не нравится твой язык, твои обычаи, но я буду терпеть. У нас в России, на Северном Кавказе, в вузе иные понятия: взаимопонимание, сотрудничество, дружба и, не будем бояться этого слова, любовь. Наши преподаватели нас учили любить другие языки и культуры, ведь иначе ты никогда их не освоишь по-настоящему. Сегодня нужно усиливать позитивный образ России. Пока же складывается впечатление, что мы только защищаемся от нападок. А нам надо конструктивно наступать, и вузы для этого имеют огромные возможности.
— Одно из краеугольных условий качества обучения — использование современных методов, внедрение практико-ориентированных, адаптивных программ. Об этом, кстати, прямо говорится в указе президента. Вы также на различных площадках не раз отмечали необходимость их внедрения. Знаю, что по таким программам сегодня учатся студенты и ПГУ, и СКФУ, Северо-Осетинского государственного университета, Кабардино-Балкарского. Словом, во многих вузах региона они уже есть. Как вы думаете, почему нужно было в указе акцентировать на них внимание?
— Указ — стратегический документ на среднесрочную перспективу. Поэтому в нем подчеркнута значимость этого направления. Ведь чтобы адаптивные программы были действительно таковыми, они должны постоянно обновляться, видоизменяться, совершенствоваться. Это непрерывный процесс. Современные же программы зачастую не достигают своих целей. Однако я бы не взваливал всю вину за это на вузы. Большую роль тут играет реальная экономика. Выскажу крамольную с точки зрения многих СМИ мысль: значительная часть вузов ныне уже опережает запросы конкретных производителей. Почему делаю такое смелое заключение? На основе реальных фактов нашего округа. Практически во всех государственных вузах Северного Кавказа созданы специальные итоговые комиссии с участием работодателей. Многие председатели этих комиссий — представители реальных секторов экономики. Я не раз обращал внимание на их реакцию на выступления наших выпускников при сдаче государственных экзаменов, но особенно при защите итоговых квалификационных работ. Нередко она восторженная. Отсюда делаю вывод: в тех сферах, которые они представляют, такого передового яркого уровня подготовки у специалистов еще нет. Во всяком случае, у части из них. Да, уровень реального производства на Северном Кавказе ниже, чем, скажем, в индустриальных центрах страны. Но давайте говорить откровенно: в целом по стране он пока не соответствует уровню наиболее развитых стран мира. Именно подготовленные нашей высшей школой кадры нового типа, идущие в бизнес, на производство, в государственные структуры, соответствующим образом его меняют. Придет (уже приходит!) поколение новаторов, лидеров, которых мы должны уже сегодня готовить, формировать, воспитывать. В этом и есть смысл нашей работы. Чем больше интересных специалистов выпустит вуз, тем эффективнее будут экономика, сама среда обитания. 
Но есть проблема, которая в нашем округе становится все острее: чем лучше мы готовим выпускников всех уровней, тем более возможен их отток в другие регионы, “втягивающие” лучшие кадры. Один из путей решения этой проблемы, с точки зрения Совета ректоров, — это самим оказать помощь выпускникам в создании условий для реализации полученных знаний в СКФО. Поэтому наши вузы сегодня активно работают с технопарками, создают различные проектные команды. Но камнем преткновения для многих становится наличие первоначального капитала. И это — системная проблема экономики страны, а не вузов. 
— Президент в своем указе поставил задачу создать не менее 15 научно-образовательных центров на основе интеграции университетов и научных организаций. На сегодняшний день в СКФО действуют федеральный университет и научно-образовательный медицинский кластер. Нет ни одного исследовательского университета. В трех субъектах СКФО — Дагестане, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии — работают научные центры РАН. Значит, основа для создания хотя бы одного НОЦ есть. Ставится ли такая цель? Что для этого нужно делать? 
— Сначала необходимо самим понять, кого с кем и как объединять, что из собой будет представлять такое объединение, его цели, задачи, возможности. Сегодня, как правило, сотрудничество вузов округа с научными организациями базируется на прямых двухсторонних отношениях. Они, кстати, весьма разнообразны. Скажем, СКФУ давно взаимодействует с Южным отделением РАН. Далеко за пределами округа известны исследования школы доктора философских наук, профессора Виктора Авксентьева. Северо-Осетинский государственный университет и Северо-Кавказский горно-металлургический институт плодотворно сотрудничают с Владикавказским научным центром РАН. Дагестанский государственный и Дагестанский технический университеты взаимодействуют с Дагестанским научным центром РАН. Хорошо известны совместные исследования ученых Кабардино-Балкарского государственного университета и Кабардино-Балкарского научного центра РАН. У Ставропольского государственного аграрного университета теснейшие связи с соответствующими научными организациями как профильного министерства, так и РАН. Медицинские вузы и профильные факультеты классических университетов объединились в НОК, и его опыт, кстати, может стать предметом изучения членами Совета ректоров вузов округа с точки зрения функционирования подобного объединения. Иными словами, база для появления НОЦ в СКФО, безусловно, есть. Необходимы осмысление и детальная проработка этой идеи.
Беседовал Станислав ФИОЛЕТОВ

Нет комментариев