Перебрасывая мосты. Работы великого конструктора-авангардиста и юного художника — на одной выставке

“Бывают странные сближенья”, — сказал поэт. Однако стоит присмотреться — и они оказываются вовсе не странными, а вполне закономерными. Недавно в выставочном зале Архива РАН открылась выставка, состоящая из двух, на первый взгляд, разнородных экспозиций. Одна посвящена 165-летию со дня рождения Владимира Шухова, почетного члена Академии наук СССР, инженера, архитектора и изобретателя. Вторая — пастельные работы девятилетнего московского художника Дмитрия Шеина (на снимке). У двух представителей разных эпох, разного рода деятельности, разного возраста нашлось очень много общего.
— Для экспозиции, посвященной Шухову, мы отобрали самые яркие образцы из нашего архива, — рассказал Александр Толстиков, действительный член Российской академии художеств, член-корреспондент РАН, руководитель Центра музейно-выставочной деятельности Архива РАН. — Его уникальные записные книжки. Логарифмическая линейка, которую он держал в руках. Чертежи, созданные им и под его руководством в “Технической конторе инженера А.В.Бари”, где Шухов был главным конструктором и главным инженером. Большие чертежи сложных архитектурных конструкций на синей бумаге (так называемые синьки) — это настоящие произведения искусства! Картины Димы Шеина оказались им очень созвучны. У нашего юного автора много синих тонов. Его работы и эти синьки (они примерно одного размера) составили общий визуальный ряд.
Второе, что объединяет обе части экспозиции, — архитектура. Недаром название выставки — “Башни, стены и мосты”. Работы Шухова как инженера-конструктора в этой области широко известны. И Диме Шеину интересна архитектура, он очень наблюдателен, путешествуя с родителями по миру, много видит и запоминает. И потом, перенося свое видение на бумагу, просто профессионально компонует, умеет работать с большим пространством листа. Меня это сразу взяло за живое, и я понял, что мы можем сделать проект. 
В день открытия выставки в Архив РАН пришло много ровесников юного художника. Нарядных, веселых, в приподнятом настроении. Как заметила мама Димы, кандидат социологических наук Наталия Шушанян, “Архив РАН — гостеприимный дом, позволяющий реализовывать проекты, в которых участвуют и дети, и взрослые, причем и тем, и другим это интересно”. Надежда Осипова, ученый секретарь архива (и его “главный шуховед”, как представил ее А.Толстиков), приветствуя гостей, заметила, что эта выставка Шухову бы понравилась: здесь представлены многие его новаторские идеи, конструкторские работы, а также его фотографии. Великий конструктор относился к ним как к творчеству — очень серьезно.
Правнук В.Шухова Владимир Шухов (на снимке), член Союза художников России, директор Фонда развития науки, культуры и искусства “Шуховская башня”, пожелал всем собравшимся, взрослым и детям, “смотреть вокруг и стараться видеть то, чего не видят другие, во всем находить интересное и неожиданное”. Пожалуй, этим умением на все сто процентов обладал его гениальный предок. И, похоже, такое качество есть и у юного художника. На выставке в Архиве РАН представлены его большие пастели “Венеция”, “Канал в Венеции”, ряд работ, посвященных историческим строениям Санкт-Петербурга, и другие. Много изображений мостов, и в этом вдруг начинаешь усматривать некий символ. Ведь выставка как будто и сама перебрасывает мост между веками, между поколениями, между наукой и искусством, между образом и реальностью. 
Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев