Мозг и желудок: прямая связь

Нейробиологи нашли ранее неизвестный путь, соединяющий напрямую желудочно-кишечный тракт с головным мозгом. С подробностями — Sciencemag.org.
Пищеварительная система человека снабжена сотней миллионов нервных клеток — по количеству это почти целый мозг. Кишечник коммуницирует с головным мозгом посредством гормонов, выделяемых в кровоток, благодаря чему за какие-то 10 минут мы осознаем, что голодны или, напротив, пора остановиться, чтобы не переесть. Но в новом исследовании выявлена непосредственная связь желудочно-кишечного тракта с головным мозгом, обеспечивающая передачу сигналов по нервному пути за несколько секунд. Это открытие может привести к новым способам борьбы с ожирением, пищевыми расстройствами, а также депрессией и аутизмом, которые тоже связаны с дисфункцией пищеварительной системы. По словам эксперта издания Sciencemag.org канадского гастроэнтеролога Дэниэля Друкера (Daniel Drucker) из Исследовательского института Люненфельд-Таненбаума (Lunenfeld-Tanenbaum Research Institute) в Торонто, открытые недавно нервные пути “используют клетки кишечника для незамедлительной коммуникации со стволом головного мозга, и это — новый непростой элемент паззла“. В 2010 году американский нейробиолог Диего Бохоркес (Diego Bohórquez) из Университета Дьюка (Duke University) в Дареме сделал удивительное открытие, глядя в электронный микроскоп. Он обнаружил, что энтероэндокринные клетки, повсюду вкрапленные в ткань кишечника и выделяющие гормоны, которые способствуют пищеварению и подавляют чувство голода, имеют выпячивания, напоминающие синапсы, посредством которых нейроны передают друг другу сигналы.
Бохоркес знал, что энтероэндокринные клетки могут отправлять гормональные “послания“ центральной нервной системе, но ученому было также интересно узнать, не могут ли они “общаться“ с головным мозгом посредством электрических сигналов, как это делают нейроны. Если так, то они должны отправлять сигналы через блуждающий нерв, которые тянется от ствола головного мозга до брюшной полости. В эксперименте, который провели Бохоркес с коллегами, в толстую кишку мышей вводили флуоресцентный вирус бешенства, который передается через нервные синапсы. Спустя какое-то время ученые наблюдали свечение в энтероэндокринных и соседних нервных клетках, которые оказались вагусными, то есть относящимися к блуждающему нерву, нейронами. Открытие описано в журнале Science. В чашке Петри энтероэндокринные клетки дотягивались до вагусных нейронов и образовывали с ними сипаптические соединения. Более того, они выделяли глутамат, нейтротрансмиттер, обусловливающий восприятие вкуса и запаха и улавливаемый вагусными нейронами за 100 миллисекунд, практически за мгновение.