Время бурь

Периодичность аномальных магнитных бурь далекого прошлого вычислили по годичным кольцам. Результаты исследования, выполненного с участием российских ученых, опубликованы в журнале Nature Communications. Подробности сообщила Группа научных коммуникаций Красноярского научного центра.
Международной группе исследователей с участием специалистов Красноярского научного центра СО РАН и Сибирского федерального университета удалось зафиксировать увеличение концентрации стабильных изотопов углерода в древесных кольцах нескольких десятков образцов деревьев с пяти континентов. Пики концентрации радиоуглерода датируются двумя годами во второй половине первого тысячелетия нашей эры, между которыми 200 лет, и это совпадает с историческими свидетельствами необычно ярких полярных сияний. Яркие полярные сияния сопровождают магнитные бури, представляющие угрозу для линий связи и радиопередатчиков, а то и для всей телекоммуникации планеты. Один из возможных способов предсказания вероятности сильных магнитных штормов — посмотреть на их частоту в прошлом. Как отмечает красноярская Группа научных коммуникаций, несколько лет назад японские ученые обнаружили, что следы в годичных кольцах деревьев оставляют солнечные вспышки. Летящие от дневного светила тяжелые заряженные частицы — протоны — попадают в атмосферу и “обогащают“ присутствующие там химические элементы. Один из продуктов такого “обогащения“ — изотоп углерод-14, или радиоуглерод. Встраиваясь в молекулу углекислого газа, он становится частью цикла углерода на планете. Растения потребляют СО2, и таким образом тяжелый углерод попадает в дерево. В те годы, когда интенсивность солнечных бомбардировок атмосферы была существенно выше, следует ожидать более высокого содержания изотопа в годичных кольцах деревьев. Для проверки этой гипотезы дендрохронологи из десятков стран мира объединились в инициативном проекте под названием COSMIC.
Проект позволил получить данные для 44 длительных древесно-кольцевых хронологий на планете. Россия представлена в этом наборе несколькими видами лиственницы — с Ямала, Таймыра, из Якутии и горной Тувы. Высокоточные измерения показали существенное увеличение радиоуглерода во всех собранных образцах — в годичных кольцах, которые образовались летом 774 года и весной 993-го нашей эры. Зафиксированный отклик наблюдается в деревьях, которые выросли на пяти континентах в разных экологических зонах. “К радиоактивным выпадениям середины прошлого века и крупным извержениям вулканов, которые оставляют свой след в годичных кольцах деревьев, добавились масштабные магнитные бури“, — отмечает один из авторов публикации, старший научный сотрудник Института леса им. В.Н.Сукачева Александр Кирдянов.