Полезны не всем

Исследование микробиома поставило под сомнение благотворное влияние пробиотиков. С подробностями — GenomeWeb.
Пробиотики — это микроорганизмы и препараты, содержащие живые микрокультуры, используемые в терапевтических целях. Два недавних исследования израильских ученых, результаты которых публикует сентябрьский номер журнала Cell, заставляют взглянуть на них по-новому. “Люди придают большое значение пробиотикам, хотя литература по этому вопросу очень противоречива. Мы хотели выяснить, действительно ли пробиотики, приобретаемые в супермаркетах, могут колонизировать желудочно-кишечный тракт, как предполагается, и имеют ли они какое-либо влияние на человеческий организм”,  — приводит комментарий ведущего автора обоих исследований Эрана Элинава (Eran Elinav) из Института Вейцмана (Weizmann Institute of Science) в Реховоте издание GenomeWeb. В первом исследовании он с коллегами, установив, что пробиотические добавки содержат 11 бактериальных штаммов и все они в основном жизнеспособны, сначала испытал их действие на обычных и стерильных, то есть лишенных микрофлоры, мышах. Авторы провели генетический анализ на присутствие различных бактерий не только в образцах экскрементов, но также в материале из желудочно-кишечного тракта как до, так и после получения грызунами пробиотиков. Обыкновенные мыши оказались преимущественно устойчивыми к колонизации протибиотическими штаммами, стерильные колонизировались с легкостью. Следовательно, собственная микрофлора организма способствует устойчивости к колонизации извне, что вполне ожидаемо.
Подобным образом пробиотики испытали на 15 здоровых людях. Одна часть испытуемых получала пробиотик, другая — плацебо. Материал для анализа брали из стула, а также посредством колоноскопии и эндоскопии из желудочно-кишечного тракта. Выяснилось, что одни люди устойчивы к колонизации пробиотическими штаммами, а другие — нет, хотя в стуле они присутствовали у всех. Во второй статье описано изученное теми же авторами влияние пробиотиков на кишечный микробиом, то есть совокупность всех микробных генов кишечника, после лечения антибиотиками. У мышей пробиотики на бактериальное разнообразие не повлияли, сама собой микрофлора тоже не восстанавливалась, эффективной оказалась фекальная трансплантация. У людей (в исследовании участвовал 21 человек) результаты были сходными. Антибиотики убили кишечную микрофлору, фекальная трансплантация ее быстро восстанавливала, но пробиотики задерживали возвращение микробиома в исходное состояние, предшествовавшее приему антибиотиков. “Вопреки догматическим представлениям пробиотики оказались небезвредны и полезны не каждому, а их применение вместе с антибиотиками может иметь долговременные и нежелательные последствия”, — заключает Элинав.