Приближали как могли. Англия и Франция, сдав Чехословакию, открыли путь войне.

Восемьдесят лет назад в Мюнхене произошло широко известное событие мировой истории — встреча лидеров Германии, Великобритании, Франции и Италии. Главы четырех стран подписали соглашение о передаче Третьему рейху Судетской области Чехословакии. Так, в конце сентября 1938 года Европа, не ведающая, что творит, позволила Гитлеру сделать решающий шаг к новой войне. И она не заставила себя ждать — началась через 11 месяцев — 1 сентября 1939 года. 
Мюнхенской конференции посвящена историко-документальная выставка “Мюнхен-38. На пороге катастрофы”, открывшаяся в выставочном зале федеральных государственных архивов. Ее организаторы — крупнейшие архивы России. И среди них Российский государственный военный архив. Рассказывает главный специалист РГВА, кандидат исторических наук Валерий АРЦЫБАШЕВ.
— Так что же произошло в Мюнхене 80 лет назад?
— Четыре державы, заключив соглашение о передаче Судет в состав Третьего рейха, фактически сделали Вторую мировую войну неизбежной. Хотя пацифистские организации Европы встретили Мюнхенское соглашение с ликованием и восторгом, а вернувшийся из Мюнхена в Лондон британский премьер Невилл Чемберлен патетически заявил: “Я привез вам мир”. В действительности англичане и французы помогли Гитлеру избавиться от Чехословакии — верного союзника Франции — и тем самым кардинально улучшили стратегические позиции германского рейха в Центральной Европе. Для гитлеровского руководства это было важным условием развертывания дальнейшей борьбы за мировое господство. 
— Почему в Мюнхен не пригласили Чехословакию и СССР?
— Западные государства не видели в СССР равноправного партнера, не желали с ним сотрудничать, всячески стремились изолировать его от большой европейской политики. А Чехословакию не пригласили потому, что ее судьба была решена заранее. О своих планах в отношении этой страны Гитлер заявил еще в ноябре 1937 года на секретном совещании руководства рейха: “В целях улучшения нашего военно-политического положения при любых военных осложнениях нашей первой задачей должен быть захват Чехословакии и одновременно Австрии, чтобы снять угрозу с фланга при возможном наступлении на Запад”. В том же месяце прибывший в Германию с частным визитом представитель британского правительства лорд Галифакс во время встречи с Гитлером фактически подтвердил готовность Великобритании смириться с возможными территориальными изменениями в центре Европы, что, по сути, открывало путь к реализации планов германского руководства. Подчеркнем, что к власти в Германии нацисты пришли с уже готовой внешнеполитической программой и вопрос о развязывании большой войны в Европе был для Гитлера давно решен. Важны были лишь условия, облегчающие Германии вступление в войну сначала с Францией, а впоследствии и с Советским Союзом. Поэтому рейх прежде всего сосредоточился на решении “чехословацкой проблемы”. А требование улучшить жизнь трем миллионам немцев, проживавшим в Судетской области, — всего лишь повод для оправдания агрессивных замыслов в отношении Чехословакии. 
— Какую опасность для немцев она представляла?
— Эта небольшая страна обладала хорошо обученной и отлично вооруженной армией, а главное — передовой военной промышленностью. Известные на весь мир заводы Skoda производили высококачественное вооружение. (Советский Союз закупал там некоторые образцы артиллерийских орудий: в 1930-е годы между СССР и Чехословакией существовало тесное военное и военно-техническое сотрудничество.) А в приграничной с Германией Судетской области чехи построили мощные оборонительные укрепления, которые сильно беспокоили германское командование. Разрабатывая планы агрессии, оно сомневалось, что войска вермахта смогут их прорвать. Но по итогам Мюнхенской конференции военные заводы Чехословакии и укрепленные районы в Судетской области достались немцам без боя.
— Чья была инициатива созвать конференцию? 
— В конце сентября 1938 года Европа жила в ожидании войны. Англия и Франция всеми силами пытались ее избежать: они обратились к Италии как к посреднику,  чтобы она убедила Гитлера в необходимости созыва международной конференции для обсуждения чехословацкого вопроса. В это же время, 26-го и 27 сентября, президент США Франклин Рузвельт направил личные послания рейхсканцлеру Германии Адольфу Гитлеру с призывом разрешить германо-чехословацкие спорные вопросы мирными средствами. В ответ на первую телеграмму из Вашингтона Гитлер дал понять президенту США, что Германия намерена самостоятельно определять политику в отношении Чехословакии, исходя из интересов немецкого народа. Вторая телеграмма Рузвельта вообще осталась без ответа. В Берлине тогда мало считались с Соединенными Штатами, неустанно заявлявшими о своем нейтралитете. И 29 сентября Мюнхенская конференция открылась.
— Как проходила встреча?
— Главы правительств четырех держав встретились в недавно выстроенном мюнхенском Доме фюрера (Фюрербау). В экспозиции выставки есть его фотографии. Они дают представление об этом доме и его интерьерах. Началась конференция в 12:45 и продолжалась до поздней ночи. Исход переговоров был заранее предрешен — участникам конференции предстояло лишь письменно оформить передачу Германии Судетской области в кратчайшие сроки. Повестку дня предопределили якобы компромиссные предложения премьер-министра Италии Бенито Муссолини, на самом деле составленные в Берлине. После полуночи, уже 30 сентября, Мюнхенское соглашение было подписано. 
— Какова была позиция СССР?
— До “мюнхенского сговора” СССР неоднократно заявлял, что верен своим союзническим обязательствам и намерен действовать в рамках подписанного в мае 1935 года советско-чехословацкого договора о взаимопомощи, то есть выступить в защиту Чехословакии совместно с Францией. Кроме того, в сентябре 1938 года СССР готов был помочь Чехословакии и без Франции. Для этого руководство Чехословацкой Республики должно было обратиться за помощью не только непосредственно к советскому правительству, но и к Лиге Наций. И если бы Совет Лиги признал Германию агрессором, то Польша и Румыния как члены этой международной организации обязаны были беспрепятственно пропустить через свою территорию войска Красной армии, направленные на помощь жертве агрессии  Чехословакии. Однако подобных обращений чехословацкого руководства, действовавшего с оглядкой на Париж, так и не последовало. После “мюнхенского сговора” СССР решительно осудил его результаты и выступил с опровержением распространявшихся западной печатью слухов будто Англия и Франция пошли на уступки Гитлеру, предварительно согласовав их с советским правительством. Появление подобных сообщений Москва воспринимала как попытку стран Запада обелить себя мнимым соучастием Советского Союза в их расправе с Чехословакией. Вообще в период чехословацкого кризиса позиция СССР была ясной и понятной. И, как заметил канадский историк Майкл Дж.Карлей, единственной страной, у которой после окончания чехословацкого кризиса 1938 года остались чистые руки, был Советский Союз.
— Сколько всего документов представлено на выставке?
— В экспозиции почти 250 архивных документов. Среди них немало совсем недавно рассекреченных. Например, донесения разведки. И не только советской, но и германской, а также польской и французской. Например, о связях Судето-немецкой партии со спецслужбами рейха, снабжавшими ее оружием и фактически использовавшими ее в Чехословакии в качестве “пятой колонны”. Экспонируются донесения советских разведчиков из Парижа и Рима. В одном из них сообщалось, что Гитлер и Муссолини поделили между собой роли в решении “чехословацкой проблемы”: Гитлер должен будет определить размер уступок со стороны чехов и добиться их радикальными методами, а Муссолини — поддержать требования Венгрии и Польши, которые, кстати, тоже имели территориальные претензии к Чехословакии и вынашивали планы ее расчленения. На выставке представлены протоколы различных совещаний, дипломатическая переписка, многочисленные фотографии.
— Если бы Гитлер не получил Судеты, как дальше развивались бы события в Европе?
— Со всей очевидностью можно сказать, что твердой позиции Англии и Франции вполне хватило бы, чтобы спасти Чехословакию как суверенное государство и крайне затруднить Гитлеру развязывание новой мировой войны. Но англичане и французы поступили иначе. Согласившись на передачу Судетской области Третьему рейху, они сделали Чехословакию легкой добычей агрессора и своими руками улучшили военно-политическое положение Германии в Центральной Европе. Мюнхенское соглашение можно назвать договором о мире ради войны. 
Выставка “Мюнхен-38. На пороге катастрофы” работает до 14 октября.
Юрий Дризе
Фотографии предоставлены РГВА
На снимках: дом фюрера в Мюнхене; обсуждение условий соглашения.

Нет комментариев