Обретем крылья? Академики обсудили перспективы популяризации науки.

На очередном заседании Президиума Российской академии наук шла речь о том, как РАН должна участвовать в пропаганде науки. С докладом на эту тему выступил вице-президент академии Алексей Хохлов. 
Начал Алексей Ремович с напоминания о том, что распространение научных знаний, повышение престижа науки и популяризация ее достижений — задачи, поставленные перед академией и закрепленные в законе о РАН в обновленной редакции. При этом он считает, что эта миссия должна найти отражение и в госзадании для РАН. 
Академик перечислил общие цели популяризации науки, актуальные не только для России, но и для всего мира. Это предоставление проверенной научной информации, адаптированной для восприятия людьми с различным уровнем образования и научной квалификации. Нужно формировать в обществе представление о научной картине окружающего мира, которое должно стать неотъемлемой частью культуры. Необходимо разъяснять роль науки в современном мире и ее влияние на жизнь людей, что, кстати, повышает престиж и социальную привлекательность научно-исследовательской работы. Кроме того, популяризация науки позволяет повысить уровень естественно-научного и гуманитарного образования выпускников школ и вузов.
Недавно, — отметил академик, — состоялась плодотворная встреча президента РАН с представителями сообщества популяризаторов науки. Работают они в разных форматах.
У нас есть проекты-агрегаторы. Они связывают воедино многие формы популяризации. Это, прежде всего, фестивали науки. Основной из них — Всероссийский фестиваль NAUKA 0+. В России также организуются отраслевые и региональные фестивали: отраслевой фестиваль науки “Кстати” (проводится Росатомом), “Старт­наука” и так далее.
Успешны проекты, способствующие вовлечению школьников в научно-исследовательскую деятельность. Докладчик отметил, что большая работа была проведена по созданию детских технопарков “Кванториум”, образовательного центра “Сириус” (Сочи). Есть и другие интересные начинания: “Открытая лабораторная” (проект о том, как устроен окружающий мир с точки зрения естественных наук, представляющий собой тест на научную грамотность), всероссийская проектная платформа “КосмОдис” (проекты и исследования школьников).
В докладе говорилось, что есть много очень хороших музеев, библиотек и планетариев, например, Московский планетарий, музей занимательных наук “Экспериментаниум” и Государственный Дарвиновский музей.
По словам академика, в РФ существует и много фондов, которые содействуют просвещению и популяризации науки, например, просветительский фонд “Эволюция”, фонд поддержки научных, образовательных и культурных инициатив “Траектория”. Эти структуры вышли из фонда “Династия”, который, по мнению Алексея Ремовича, “был несправедливым образом закрыт”. Есть также Фонд инфраструктурных и образовательных программ (Роснано).
— В России есть много научно-популярных и образовательных медиа. Это интернет-порталы (“Индикатор”, “Чердак”, N+1), печатные издания, в том числе и те, которые поддерживает РАН (“Наука и жизнь”, “Троицкий вариант”, “Поиск”, “В мире науки”, “Кот Шредингера”), теле- и радиопрограммы (“Гамбургский счет”, “Нестандартная модель”, “Медицина в контексте”, “Наука 2.0”), — рассказал Алексей Хохлов.
Такие научно-популярные и образовательные проекты и лектории, как культурно-просветительский центр “АРХЭ”, культурно-образовательный проект Arzamas, форум “Ученые против мифов”, просветительский проект “Курилка Гутенберга”, Science Slam и другие, вносят свою лепту в продвижение научных знаний.
Не обошел вниманием докладчик просветителей и популяризаторов науки: лекторов, авторов книг, фильмов, интересных проектов,  представив каждого персонально: Александр Марков, Владимир Сурдин, Станислав Дробышевский, Сергей Попов, Александр Сергеев, Ася Казанцева…
Как же во всем этом многообразии участвует Российская академия наук? Члены РАН и профессоры выступают с научно-популярными лекциями. Издаются “хорошо зарекомендовавшие себя” научно-популярные журналы: “Природа”, “Земля и Вселенная”, “Человек” и “Энергия: экономика, техника, экология”.
Российская академия наук присуждает ежегодные премии за лучшие работы по популяризации науки, вручает золотые медали РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. Активно работает Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.
Однако координация усилий по научному просвещению в масштабах страны в России до последнего времени не проводилась, посетовал академик, отметив, что это “находится в контрасте с тем, например, что происходит в Китае”. В 2016 году Госсовет КНР обнародовал программу по содействию превращения достижений науки и техники в производительную силу. Китайский список состоит из 28 задач, которые нужно решить, в частности, одна из них — создание государственной системы популяризации науки. Председатель КНР Си Цзиньпин назвал научно-технические инновации и популяризацию науки “двумя крыльями” инновационного развития.
— Сейчас, когда РАН по закону занимается популяризацией науки, мы можем позиционировать академию как национальный центр научно-популярной информации и просветительской работы, — сказал Алексей Ремович.
Академик перечислил возможные функции в качестве такого центра: экспертная деятельность (оценка РАН научного содержания готовящихся и уже реализованных просветительских проектов), методическая (подготовка и распространение материалов о результатах исследований отечественных ученых), организационная (предоставление площадок для мероприятий, проведение школ и прочее), конкурсная и издательская деятельность и т.д. 
Алексей Хохлов предложил перевести научно-популярные издания РАН на модель “заказа контента” у лучших российских популяризаторов науки, а также выдвинул идею создания научно-популярного портала РАН, агрегирующего информацию о достижениях сотрудников академических институтов и других исследовательских организаций (включая систему сбора информации о достижениях и службу преобразования ее в научно-популярную). 
Вице-президент РАН предложил президиуму создать три комиссии: Комиссию РАН по популяризации науки, Комиссия РАН по противодействию фальсификации научных знаний и Комиссию РАН по борьбе с лженаукой.
По замыслу А.Хохлова, комиссия по популяризации науки будет координировать участие РАН в существующих и новых научно-популярных и просветительских проектах, готовить и проводить регулярные встречи с популяризаторами науки для обсуждения животрепещущих вопросов, а также формировать поручения по решению технических и организационных задач.
Комиссия по противодействию фальсификации призвана выявлять и анализировать случаи фальсификации научных исследований в России, вырабатывать практические рекомендации по противодействию этому и информировать о результатах общественность. Комиссия РАН по борьбе с лженаукой займется выявлением и анализом фактов проявления лже- и псевдонауки и будет бороться с ними.
— Важно не только информировать общество об этом, но и наши государственные органы, — подчеркнул докладчик, отметив: в этих комиссиях должны были представлены разные мнения, чтобы “были споры, а решения принимались большинством голосов”. 
Вице-президент РАН сообщил, что в ближайшее время необходимо разработать программу деятельности академии в области популяризации науки, сформировать составы комиссий, разработать к ноябрю положения о них, подготовить программы развития научно-популярных журналов, изменить положение о премии РАН за лучшие работы по популяризации науки и о золотой медали РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний.
Алексей Хохлов ответил на вопросы коллег, которые, в частности, заметили, что необходимо воспитать в обществе моду на знание посредством и обучения, и воспитания. Также ученые посетовали, что в докладе не прозвучало Российское общество “Знание”.
— Есть целый пласт таких обществ, — ответил Алексей Ремович. — Например, Российское химическое общество, множество других. И РАН должна, конечно, работать с ними. С Любовью Духаниной, которая председательствует в обществе “Знание”, у нас было много бесед — есть полное понимание того, что мы должны сотрудничать.
Академик РАН Лев Зеленый заметил, что научно-популярные журналы РАН “нельзя купить в киоске”, почти никто их не видит и не читает, и предложил Академии наук подписываться на дополнительный тираж научно-популярных журналов (150-200 экземпляров), чтобы члены президиума могли судить, каким образом происходит популяризация науки в этих изданиях.
Президент РАН Александр Сергеев сообщил, что есть решение президиума о том, чтобы добавлять в раздаточные материалы для членов президиума не только экземпляр журнала “В мире науки”, но и журналов, издающихся непосредственно РАН.
Академик Виктор Тутельян предложил активнее использовать интернет-пространство и подключить к этой работе академические институты. “Молодежь работает с Интернетом, она сидит у компьютера”, — отметил он.
Поинтересовались члены президиума и о том, сколько денег в бюджете РАН заложено на популяризацию науки.
На этот вопрос ответил Александр Сергеев. Он сказал, что Академия наук теперь может запрашивать бюджетные средства на популяризацию и пропаганду науки, так как эта работа прописана в законе о РАН как основная деятельность. В ближайшее время будет направлено обращение за бюджетными средствами на популяризацию и пропаганду научных знаний, заявил А.Сергеев. 
Академик добавил, что просветительская деятельность РАН должна быть нацелена на школьников и студентов. По мнению главы академии, этот вопрос необходимо обсудить с новым Министерством просвещения.
Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий рассказал о том, что сделал и делает главный вуз страны для популяризации научных знаний, об образовательной онлайн-платформе МГУ “Университет без границ”, объединившей свыше 340 тысяч слушателей более чем из 120 стран, о научно-просветительском проекте “Университетская кафедра”, о международном молодежном научном форуме “Ломоносов”, который в этом году отмечал свое 25-летие. Академик предложил совместить деятельность МГУ и РАН, привлекая членов академии к участию в таких форумах.
В обсуждении также приняли участие представители Фонда новых форм развития образования, фонда “Сириус”, лаборатории популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А.Стеклова. С учетом всех высказанных мнений и предложений будет подготовлено постановление Президиума РАН. 
Андрей СУББОТИН
Фото с сайта “Научная Россия” 

Нет комментариев