Окружение обязывает. Студенческие театры склонны к экспериментам.

Джульетта читает страницы из “Мастера и Маргариты”, Ромео, аккомпанируя себе на гитаре, хорошо поставленным голосом поет песню, предложенную по его просьбе зрителями… Новая трактовка сюжета, связь с современностью, активное взаимодействие актеров с залом — все это есть в спектакле “Ромео и Джульетта. Сонет бессмертной любви” театра-лаборатории AlmaAlter из Софии — одного из тех, что были показаны в конце лета на VI Международном московском фестивале университетских и молодежных театров, состоявшемся в рамках XII Всемирного конгресса Международной ассоциации университетских театров AITU-IUTA. Основным организатором мероприятия стал Московский открытый студенческий театр (МОСТ) при участии НИТУ “МИСиС”, на площадке которого шла программа научной конференции из семинаров, лекций, презентаций и выставок. Кроме того, состоялись мастер-классы для актеров, дискуссии на актуальные темы в кругу экспертов и критиков, aрт-экскурсии. Проведение конгресса поддержал благотворительный фонд развития студенческого театра МГУ — с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества.
Несколько слов о театре МОСТ. Его история заслуживает особого внимания. Он первым в России прошел путь от университетского до профессионального, получив в 2000 году статус государственного. МОСТ — правопреемник студенческого театра МГУ, из стен которого вышли такие замечательные артисты, как Ия Саввина, Алла Демидова, Илья Рутберг, Алексей Кортнев, Валдис Пельш, Ирина Богушевская, Максим Галкин. Там свои первые шаги в режиссуре сделали Марк Захаров, Роман Виктюк, Петр Фоменко. Сегодня МОСТ продолжает традиции студенческого театра: в нем играют как актеры бывшего театра МГУ, так и новые, получившие профессиональное образование в учебной студии под руководством Евгения Славутина, возглавляющего театр с 1980 года. Именно МОСТ стал инициатором проведения первых международных фестивалей университетских театров в Москве — в 1990-м и в 1992 годах. Затем по разным причинам, в том числе и финансовым, этот фестиваль проходил за рубежом. В этом году, наконец, местом проведения мероприятия после длительного перерыва вновь стала российская столица. 
В Международной ассоциации университетских театров представлены творческие коллективы со всех континентов. Всемирный конгресс ассоциации проводится раз в два года. Представитель России в Исполкоме AITU-IUTA — актер театра МОСТ Анатолий Сафронихин. В 2016 году на Генеральной ассамблее AITU-IUTA в Колумбии он представил презентацию и предложил следующий конгресс провести в Москве. Так МОСТ получил статус организатора этого мероприятия. 
В столицу съехались 150 гостей из 30 стран мира: актеры, режиссеры, педагоги, исследователи театра. На конгрессе выступили руководители и представители Международного института театра (Нью-Йорк, США), Института исследования театра и кино Словацкой академии наук (Братислава, Словакия), Школы визуальных и исполнительских искусств Университета Де Монфор (Лестер, Великобритания), Национального университета искусства (Буэнос-Айрес, Аргентина), Государственной консерватории Анкары при университете Хаджеттепе (Анкара, Турция), Высшей национальной консерватории драматического искусства (Париж, Франция), Университета Буффало (Буффало, США), Колледжа искусства LASALLE (Сингапур) и другие, а также организаторы международных театральных фестивалей. Среди почетных гостей конгресса, участников и докладчиков — генеральный директор Международного института театра Тобиас Бьянконе, профессор теории театра и театральной критики Университета Монреаля Жан-Марк Ларрю, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, театровед, журналист Дмитрий Трубочкин, ректор ГИТИСа, критик и журналист Григорий Заславский. 
В рамках конгресса состоялся фестиваль молодежных постановок. Университетские театры из многих стран присылали видео своих работ на рассмотрение международного оргкомитета. На конкурсной основе были выбраны спектакли театров из Белоруссии, Болгарии, Латвии, России, Филиппин. 
— Мы думали о том, по каким принципам нам сформировать афишу, чтобы не получился хаотичный набор спектаклей, — рассказала директор театра МОСТ Ирина Большакова. — В результате решили поддержать три тематические направления: документальные спектакли (основанные на реальном историческом материал), невербальные (где вместо слов используются пантомима, музыка, пластика) и, наконец, классические литературные произведения в интерпретации молодых артистов. 
Среди спектаклей документального жанра — “4 Любы. Оттепель” театра МОСТ, “мультижанровый портрет времени внезапной свободы и открытости новому миру”, как описывается его содержание на сайте театра. “Человек, перешедший реку” — работа Театра Документа из Минска о режиссере-реформаторе Всеволоде Мейерхольде. “Остановись, прохожий” Русского молодежного театра Inspire (Огре, Латвия) — музыкально-поэтическая композиция о судьбе Марины Цветаевой. Среди невербальных спектаклей — “Триптих” театра “Карман”, созданного в 2004 году на базе Кузбасского государственного технического университета. Основу труппы составляют студенты и выпускники КузГТУ. А студия-театр “Манекен” Южно-Уральского государственного университета (Челябинск) привезла на фестиваль спектакль Cafe. Особенностью этих театров называют постоянный поиск новых форм, использование современных технологий, совмещение разных жанров.
Старая добрая классика была представлена на фестивале тремя театрами. Софийский AlmaAlter привез уже упомянутый спектакль “Ромео и Джульетта. Сонет бессмертной любви”, МОСТ показал искрометного “Сирано”, театр Tanghalang Pilipino (Пасай, Филиппины) — спектакль “Как пришла любовь к Хуану Тамаду” по мотивам филиппинских легенд, в сопровождении современной и этнической музыки. 
На театры при университетах, видимо, накладывает отпечаток академическая среда, для которой свойственен интерес ко всему новому, к эксперименту, анализу, рефлексии. В программу конгресса вошли дискуссии на актуальные темы, связанные с представленными на фестивале спектаклями: “Художественный язык невербального театра”, “Образное решение документального спектакля”, “Классика на сцене молодежного театра”. 
И у студенческих театров, и у их спектаклей разные судьбы. Так, например, театр-лабораторию AlmaAlter в эпоху социализма закрывали по идеологическим причинам. Но и сейчас, по словам его руководителя Николая Георгиева, ученика известного польского режиссера Ежи Гротовского, существуют идеологические запреты, обусловленные членством Болгарии в Евросоюзе. “Может быть, они не такие жесткие, как раньше, но, тем не менее, они существуют”, — заметил режиссер. 
Русский молодежный театр Inspire вырос из театральной студии три года назад. Он имеет статус любительского. У него нет своего помещения — только репетиционный зал. Но руководит им профессиональная актриса, режиссер, выпускница ВГИКа (курс Романа Виктюка) Светлана Бара, кстати, сыгравшая в фестивальном спектакле главную роль — Марины Цветаевой. По словам актрисы, участие в фестивале придало силы ей и ее маленькому коллективу. Спектакль о Марине Цветаевой претерпел несколько редакций: первоначально это была короткая композиция для школьного спектакля, потом на ее основе возникла расширенная версия для Рижского фестиваля. А сейчас, после посещения музея Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке, у режиссера появились новые идеи по доработке спектакля.
Театр Документа из Минска образовался в 2011 году на базе Белорусского государственного университета культуры и искусства (БГУКИ). Художественный руководитель театра Анна Сулима, преподаватель специальных дисциплин кафедры режиссуры обрядов и праздников БГУКИ. “К спектаклю о Мейерхольде мы готовились основательно, в течение полугода, исследуя и отбирая материалы о его жизни, изучали биомеханику, — рассказала А.Сулима. — Кроме того, подбирали стихи, музыку, хореографию, чтобы перевести документальную основу на язык художественных образов”. 
В спектакле звучит музыка композиторов авангардного направления ХХ века. На большом экране, установленном прямо на сцене, демонстрируются фрагменты из фильмов Эйзенштейна, ученика Мейерхольда. Звучат воспоминания Зинаиды Райх и ее дочери Татьяны Есениной от брака с великим русским поэтом, современников и свидетелей той страшной эпохи: Дмитрия Шостаковича, Ильи Эренбурга.
Артисты читают много стихов, но лейтмотивом стало стихотворение белорусского поэта Григория Трестмана “Человек, перешедший реку”: оно послужило и названием для спектакля, и выражением его главной идеи — противостояния художника и власти.
Какую роль играют сегодня студенческие и университетские театры? 
— Участие в таких коллективах для молодого человека не только способ самовыражения, но иногда и путь в актерскую и режиссерскую профессию, — считает директор благотворительного фонда развития студенческого театра МГУ, актер театра МОСТ Юрий Огульник. — Кроме того, это расширение кругозора через самообразование: знакомство с литературными и драматургическими произведениями, выходящими за рамки школьной программы. Актерская профессия в отличие от всех остальных требует от человека включения всех функциональных качеств — как эмоциональных, так и физических. Что не менее важно, она формирует умение работать в команде. Благодаря университетским театрам широкая студенческая аудитория приобщается к сфере культуры. 
Ю.Огульник также высоко оценил воспитательное значение документальных спектаклей фестиваля:
— Молодежь, да и люди более старшего поколения плохо представляют себе, что такое советская власть. Латвийский и белорусский театры показали, как она довела до самоубийства гениального поэта, как заставила великого режиссера-реформатора писать слезные письма власть предержащим. 
Важно отметить, что благодаря спектаклю “Остановись, прохожий!” мы увидели, с каким трепетом представители Латвии относятся к личности русского поэта Марины Цветаевой, с каким вниманием они изучают нашу культуру и историю.
Итоги фестиваля по просьбе “Поиска” подвел член экспертного совета VI Московского международного фестиваля университетских и молодежных театров, режиссер-постановщик театра МОСТ Георгий Долмазян.
— Если все предшествующие годы большинство театров выступало со спектаклями по произведениям русской классики — даже уругвайский театр играл спектакль “Преступление и наказание” (!) — то в этом году я бы отметил две основные тенденции. Во-первых, документальную основу многих постановок; во-вторых, все более активное использование в спектаклях невербальных и мультимедийных средств. Новые формы предъявляют особые требования к актерам: они должны быть полифункционалами, которые и поют, и танцуют, и драматические роли исполняют. Мне кажется, сейчас наступило время мультижанра в области культуры, когда быть только драматическим артистом уже недостаточно. И все-таки, на мой взгляд, драматический театр, который удерживает внимание зрителя без визуальных средств и каких-то спецэффектов, стоит еще дороже, чем мультижанровый. Русский театр всегда заставлял зрителя сопереживать и вдумчиво относиться к слову. Эта традиция, надеюсь, продолжится. 
В то же время мы не можем игнорировать такие мощные явления, как информатизация и развитие клипового сознания у человека, поэтому в разумных пределах мы будем применять технические новшества. Но нельзя допустить, чтобы экран на сцене стал самоцелью и заслонил важную историю, которую мы хотим рассказать зрителю.
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Фото пресс-службы Конгресса  AITU-IUTA

Нет комментариев