С шиповником в голове

В человеческом мозгу обнаружен новый тип нервных клеток — нейрон-шиповник. С подробностями — Live Science; Sciencemag.org.
Свое название новоявленный нейрон получил от сходства структуры с кустом шиповника. Эти кустистые клетки головного мозга, отличающиеся не только формой, но также уникальными генами и особенностями связей с другими нейронами, прежде описаны не были, и, что самое удивительное, их нет у излюбленной модели нейробиологов — мыши, отмечает портал Live Science. Открытие описано международной группой исследователей в журнале Nature Neuroscience. У нейронов есть длинные и разветвленные отростки, называемые дендритами, они получают сигналы от других нейронов. В клетках-шиповниках эти дендриты очень компактны — со множеством точек ветвления, как у одноименного растения. Сходство с ним придают также крупные — в форме ягод шиповника — пузырьки на концах длинных цилиндрических отростков нейрона аксонов. Из этих пузырьков высвобождаются химические сигналы, воспринимаемые другими нейронами. Открытие нейронов-шиповников — результат сотрудничества группы нейробиологов из Института исследований мозга Аллена (Allen Institute for Brain Science) в Сиэтле и Сегедского университета (University of Szeged) в Венгрии. Американские ученые из Института Аллена обнаружили странные новые нейроны, изучая ткань головного мозга, изъятую посмертно у двух мужчин среднего возраста. Генетический профиль этих нейронов-шиповников оказался уникальным: он указал на ряд генов, которые активны только в этих клетках. Венгерская группа, обнаружившая эти же клетки независимо от американцев, изучала электрическую активность и форму нейронов-шиповников в мозговой ткани, удаленной у людей при нейрохирургической операции и сохраненной в живом состоянии в специальном растворе. В описываемой работе ученые исследовали только один слой головного мозга, и не исключено, что нейроны-шиповники могут быть обнаружены и в других слоях, отмечает Баккен. Исследованный слой — это неокортекс, в эволюционном смысле — самая молодая составляющая коры головного мозга, которая участвует в обработке зрительных и слуховых сигналов. В ней нейронов-шиповников оказалось около 10 процентов, и все они контактируют с пирамидальными нейронами, которые представляют собой основные возбудительные нейроны мозга млекопитающих. А потому, обсуждая возможную роль шиповников, ученые предполагают, что они могут быть тормозными нейронами.