Космическое плавание. Будущее ракетных двигателей прояснилось на борту теплохода.

Умение совмещать приятное с полезным — тонкое искусство. Перед теми, кто владеет им в совершенстве, организуя свою работу так, чтобы одновременно добиться в ней успеха и получить от нее удовольствие, хочется снять шляпу. Как, например, перед участниками IV Российско-германской конференции “Электрические ракетные двигатели. Новые вызовы”, которая проходила с 25 по 29 июня на борту теплохода “Александр Бенуа”, отправившегося в плавание по маршруту Москва — Мышкин — Кострома — Ярославль — Москва.

Организаторам конференции, которыми выступили Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) и Гиссенский университет им. Ю.Либиха (JLU), — при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Германского дома науки и инноваций в Москве (DWIH), Фонда “Сколково” — удалось сделать программу мероприятия максимально сбалансированной и насыщенной. В результате участники встречи — всего более сотни специалистов из вузов, отраслевых и академических институтов, исследовательских центров Германии, России, Испании, Италии, Великобритании, Франции, Украины и Японии, а также представители российской и зарубежной космической отрасли — успели не только полюбоваться красотами Золотого кольца России, но и обсудить фундаментальные и прикладные вопросы, связанные с разработкой электрических ракетных двигателей (ЭРД) различного типа и их применением в составе современных космических летательных аппаратов, предназначенных для проведения исследований в ближнем и дальнем космическом пространстве. Гостям конференции была также предоставлена возможность посетить Федеральное космическое агентство (Роскосмос).
Открывали конференцию директор Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики (НИИПМЭ МАИ) академик РАН Гарри Попов и руководитель Лаборатории высокочастотных ионных двигателей (ВЧ ИД МАИ) профессор Хорст Лёб — один из победителей первой волны мегагрантов (в рамках Постановления №220 Правительства РФ), который подробно поведал участникам встречи об истории российско-германских конференций по ЭРД и объединенной исследовательской группы. Кроме того, с приветственным словом к гостям обратились и представители Рос-космоса, Германского центра авиации и космонавтики (DLR), Европейского космического агентства (ESA). Сотрудники DWIH и Кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда “Сколково” также поприветствовали участников встречи и представили подробные презентации о работе и возможностях своих организаций.
Данное мероприятие проводилось в соответствии с договоренностью, достигнутой на 32-й Международной конференции по ЭРД, состоявшейся в сентябре прошлого года в Висбадене (Германия), о проведении регулярных российско-германских конференций с периодичностью раз в полтора года. На борту теплохода ученые дискутировали о состоянии работ по основным направлениям исследований и разработки различных типов ЭРД в России и за рубежом. Обсуждался круг вопросов, связанных с интеграцией ЭРД с космическими аппаратами и их системами, баллистическим проектированием перспективных миссий в ближнем и дальнем космосе. Были представлены результаты наиболее значимых российских и зарубежных проектов, выполненных в предыдущие годы. Конференция прошла в форме пленарных заседаний и технических секций с устными докладами (30 докладов будут опубликованы в электронном журнале “Труды МАИ”).
Стоит отметить, что выступления участников конференции не ограничивались сугубо лишь тематикой ЭРД. Так, например, научный сотрудник Мадридского технического университета Клаудио Бомбарделли представил доклад о методах устранения космического мусора и изменения траектории астероидов с помощью ионного пучка, а консультант DLR Вольфганг Себолд — об особенностях полета к Марсу со сбором образцов грунта. Представители Европейского космического агентства и Европейского центра космической техники и исследования космического пространства (ESTEC) рассказали на конференции об экспериментальных исследованиях ЭРД, деятельности лаборатории двигателей ESA. Делегаты из Центрального института машиностроения обсудили роль и место ЭРД в Российской космической программе. Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS) поделился опытом работы своей дочерней компании EADS Astrium GmbH в области создания ЭРД. Токийский университет презентовал планы Японского агентства аэрокосмических исследований по созданию ЭРД большой мощности. ГНЦ ФГУП “Исследовательский центр им. М.В.Келдыша” представил обзор своих работ по ЭРД. Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” подготовил презентацию по импульсным плазменным двигателям в России, сообщив о проблемах и перспективах развития этого направления.
Участники конференции отметили высокий научный уровень мероприятия, достигнутый в том числе благодаря слаженным усилиям организаторов. В своих выступлениях помимо технических аспектов они особо подчеркивали ту важную роль, которую играют международные контакты в обмене информацией о состоянии разработок ЭРД и выработке единой стратегии дальнейшего развития исследований в данной области. Говорили и о необходимости проведения регулярных российско-германских конференций с привлечением крупнейших специалистов в области ЭРД из других стран, учитывая стремительные темпы развития ЭРД, а также развитие кооперации в области ЭРД между РФ и Германией. Провести V Российско-германскую конференцию по ЭРД запланировано в конце 2013 года в Германии.

Анна ШАТАЛОВА
Фото НИИПМЭ МАИ

Нет комментариев