На спаде. Страна теряет студентов.

С 2005/2006 по 2017/2018 учебный год количество студентов в Молдавии сократилось почти в два раза — со 125 тысяч до 65,5 тысячи. Такие данные привел советник президента страны по вопросам образования, культуры и исследований Корнелиу Попович. 
Главные причины сокращения количества учащихся — демографические: спад рождаемости, эмиграция, отъезд молодежи на учебу в зарубежные вузы. Но некоторые эксперты считают, что в этом тренде есть и причины позитивного характера. Они связаны с ужесточением отбора учащихся. Причем не столько при приеме в вузы, сколько в результате совершенствования процедуры оценивания знаний на уровне среднего образования и выстраивания двухуровневой системы в высшей школе лиценциат — мастерат (аналоги российских бакалавриата и магистратуры). Такого мнения придерживается эксперт Института развития и социальных инициатив “Viitorul” Вячеслав Ионицэ. 
На существенный спад количества учащихся вузов в Молдавии обратил внимание и Всемирный банк (ВБ) в докладе “Высшее образование и необходимость повышения его релевантности и эффективности”. Эта тенденция наверняка также скажется на качестве и эффективности образования в вузах, прогнозируют эксперты ВБ. По их мнению, с ожидаемым к 2020 году средним количеством в 1700 студентов на один вуз весьма маловероятно, что университеты смогут улучшить или даже поддержать качество образования на прежнем уровне. Сохранять достаточно квалифицированных преподавателей для всех факультетов и дисциплин будет все сложнее из-за нехватки средств и студентов, говорится в исследовании.
Эксперты Всемирного банка констатируют также, что качество подготовки выпускников вузов не соответствует требованиям рынка. Половина молдавских компаний сталкиваются с систематическими проблемами в поиске сотрудников, обладающих необходимыми навыками. Около 43% трудоустроенных выпускников вузов сообщают о несоответствии между профилем их образования и специальностью. “Университеты не имеют четких указаний относительно компетенций, которые они должны развивать”, — говорится в докладе ВБ.
По мнению экспертов банка, вузы Молдавии имеют высокий уровень автономии, но не прозрачности и подотчетности. Механизм финансирования высшего образования не стимулирует образовательные организации к предоставлению выпускникам навыков, которые помогли бы им получить хорошую работу. Следовательно, для повышения эффективности образования нужны более прозрачные и основанные на достигнутых результатах механизмы финансирования. 
Василий АНТОНОВ

Нет комментариев