Здравия желают? Высшей школе прописали аудит.

Несмотря на отпускное время, работа по выполнению майских указов Президента РФ Владимира Путина идет полным ходом.
Напомним, 7 мая президент подписал сразу несколько важных документов, в том числе указ о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки и указ о мероприятиях по реализации государственной социальной политики. Согласно первому, правительству, в частности, поручено до конца этого года оптимизировать вузовскую сеть, реорганизовав неэффективные вузы. Согласно второму — повысить среднюю заработную плату преподавателей вузов и научных сотрудников до 200% от средней зарплаты в соответствующем регионе. Правда, только к 2018 году. Но уже с 1 сентября этого года зарплаты профессоров и преподавателей вузов должны вырасти до средней по экономике в регионе. Такое поручение дал В.Путин на недавнем совещании, где обсуждался ход реализации майских указов в сфере социальной политики.
Снова заговорив о необходимости “серьезных структурных преобразований и изменений” в системе образования, президент обозначил сроки: до конца текущего года — выявить неэффективно работающие государственные вузы, до мая 2013 года — разработать и утвердить программу их реструктуризации, в том числе за счет присоединения к более сильным учебным заведениям. По мнению президента, “оздоровление системы высшего образования позволит увеличить финансирование сильных вузов и повысить заработные платы преподавателей и профессоров”. При этом, подчеркнул В.Путин, должен быть обеспечен необходимый объем бесплатного качественного высшего образования.
В рамках реализации майского указа президента в Минобрнауки РФ создана информационно-аналитическая база. Об этом министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил на совещании по вопросу мониторинга государственных образовательных учреждений. В базу должна войти вся информация о деятельности государственных вузов и их филиалов за 2011-2012 годы. До конца августа, по словам министра, эта информация будет собрана, до конца декабря межведомственная комиссия ее проанализирует, и на основе данных мониторинга будут выработаны предложения по оптимизации сети. По оценке Д.Ливанова, за три года предстоит провести сокращение государственных вузов на 20%, а филиалов — на 30%. Министр обещает учитывать территориальный и отраслевой аспекты развития высшей школы и всю работу по выполнению майского указа президента вести на коллегиальной основе.
По словам ректора МГУ, президента Российского союза ректоров Виктора Садовничего, “ректорское сообщество целиком поддерживает идею реорганизации вузов и повышения качества высшего образования”. Ректор Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Ассоциации ведущих вузов (АВВ) Николай Кропачев сообщил, что “критерии оценки деятельности вузов достаточно давно находятся в работе, соответствующая комиссия Ассоциации ведущих вузов готовит предложения”, чтобы представить их в министерство.
Не дожидаясь, пока деятельность учебных заведений экономического профиля проанализируют “наверху”, хотя бы и по критериям АВВ, на совещание в Российском экономическом университете им. Г.В.Плеханова экстренно собрались ректоры и проректоры ведущих экономических вузов. Озабоченность их более чем понятна: экономическое образование предлагают чуть ли не все три с половиной тысячи вузов и филиалов, существующих сегодня в России. При этом, по оценке ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, 20-30% студентов не получают даже минимальных знаний, заявленных в программах обучения. “Под маской образования скрывается продажа дипломов, что наносит ущерб профессии и репутации высшей школы в целом”, — констатировал ректор.
Ректор Вышки назвал три пути выхода из ситуации. Первый — “голосование ногами”: если обязать вузы выставить на сайты все программы обучения, результаты трудоустройства выпускников, иными словами — обеспечить прозрачность информации о вузах и факультетах, потребитель сам выберет лучших. Второй путь — административный. Правда, Ярослав Иванович никогда не был его сторонником (судя по его прошлым выступлениям) и тут также заметил, что “не склонен переоценивать возможности” Рособрнадзора и новой команды министерства. Третий путь — консолидация здоровой части образовательного сообщества, выдвижение качественных критериев оценки программ. Как считает ректор НИУ ВШЭ, надо пользоваться всеми тремя путями.
Ярослав Кузьминов подчеркнул, что ректоры экономических вузов собрались по своей инициативе, чтобы обсудить, что они могут сделать для изменения ситуации в области экономического образования. На рассмотрение участников было вынесено два главных вопроса: создание Ассоциации социально-экономического образования в России и проведение аудита профильных образовательных программ, критерии которого должны быть разработаны членами этой ассоциации. По словам проректора НИУ ВШЭ Сергея Рощина, сделавшего обстоятельный доклад о том, каким может быть этот аудит, вопросов здесь больше, чем ответов. В докладе было предложено проверять непосредственно результаты выполнения образовательных программ, сделать эту процедуру прозрачной и открытой, с максимумом автоматизированного тестирования и минимумом экспертных субъективных оценок. Обязательные условия — большое количество проверяемых и быстрое получение результатов. Оценивать предлагается “ядро” знаний по экономике. Определение того, что в него входит, — задача сложная, так как из-за многообразия различных сфер в области экономики нет единых профессиональных стандартов. “В рамках сообщества мы должны решить, что называть экономическим образованием. Найти планку — это предмет для обсуждения”, — подчеркнул С.Рощин.
По мнению докладчика, необходим некий симбиоз: чтобы аудит проводил Рособрнадзор, но по оценочным критериям, которые разрабатываются и контролируются ведущими университетами (это сообщество шире, чем Ассоциация ведущих вузов).
Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров предложил составить программу аудита конкретных университетов, причем начать, по его мнению, нужно с технических вузов, к выпускникам которых есть претензии у работодателей.
Участники совещания приняли решение об организации рабочей группы, которая должна продумать вопросы о создании ассоциации социально-экономического образования (сошлись на том, что в нее войдут не более 20 вузов) и о принципах аудита. Группе предстоит подготовить свои предложения в течение недели.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев