След удара?

Самый древний на Земле ударный кратер, то есть след астероидного удара, обнаружен в Гренландии, на восточном побережье острова, неподалеку от города Маниитсок. Об этом сообщает New Scientist.
Новоявленный ударный кратер старше считавшегося самым древним южноафриканского кратера Вредефорт. Он превосходит Вредефорт и по размерам. Некогда 600-километровый гренландский кратер имел глубину 25 метров, его возраст оценивается в 3 миллиарда лет. Кратеру Вредефорт 2 миллиарда лет, его диаметр 300 километров. Однако сегодня размеры нового самого древнего кратера неочевидны, то, что выдает его в настоящее время, ограничено окружностью 100 км в диаметре. Этим объясняют изучавшие образование геологи тот факт, что гренландский кратер оставался неизвестным до сих пор. Для детального исследования сохранилась лишь глубинная его часть. Все поверхностные характерные признаки ударного кратера выветрились. “Породы, являющиеся свидетелями столкновения Земли с 30-километровым астероидом, находятся на глубине 25 километров”, — сообщил изданию New Scientist руководитель группы ученых Адам Гарде (Adam Garde) из Геологической службы Дании и Гренландии (Geological Survey of Denmark and Greenland). Он с коллегами изучает этот объект больше трех лет и считает накопленные данные достаточными свидетельствами того, что около Маниитсока обнаружен именно ударный кратер.
Самым веским из приводимых геологами — авторами статьи в Earth and Planetary Science Letters — доказательств являются гранитоподобные породы, раздробленные, расплавленные и распыленные таким образом, что больше всего это напоминает последствия внезапного и мощного столкновения с небесным телом. Деформированные куски гранита разбросаны вокруг в радиусе от 35 до 50 километров, если за центр принять предполагаемое место столкновения, то есть кратер. Ни один геологический процесс не способен сформировать такую картину. “Нечто подобное происходит в зоне разлома земной коры, но оно не имеет 100-километрового радиуса действия, как бы описывающего окружность”, — поясняет один из исследователей Йен МакДональд (Iain McDonald) из Университета Кардиффа (Cardiff University). Кроме того, отложения кварца в исследуемом районе имеют микротрещины и пузырьки, свойственные кварцам в известных ударных кратерах. Причем углы, которые образуют трещины между собой, а также ориентация кристаллов соответствуют направлению ударной волны, они не носят случайного характера, как если бы образовались вследствие тектонических процессов. По мнению эксперта New Scientist Джона Спрея (John Spray), специалиста по ударным взаимодействиям из Университета Нью-Брунсвика (University of New Brunswick) в Канаде, “есть указания на то, что это кратер, но нет уверенности в том, что когда-либо будет доказано его ударное происхождение”. С другой стороны, вряд ли кто-то сможет с определенностью сказать, что это не кратер, отмечает он.