Побуждая, принуждать. Государство демонстрирует волю к инновациям.

Законодательное обеспечение функционирования наукоградов — такой была тема прошедшего в подмосковной Дубне выездного расширенного заседания Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям. На встречу прибыли депутаты, представители Ассоциации инновационных регионов России, органов власти разных уровней, государственных академий наук, институтов развития, Союза наукоградов, Фонда “Сколково”, ученые, бизнесмены. Они рассмотрели также законопроект “О Фонде перспективных исследований”, внесенный недавно в Госдуму президентом страны.
Сразу по приезде гостям предложили экскурсию в Лабораторию физики высоких энергий ОИЯИ, где реализуется проект класса мега-сайенс по созданию ускорительного комплекса тяжелых ионов NICA, и на научно-производственный комплекс “Бета” по выпуску современной медицинской техники для каскадного плазмафереза. На площадке над ускорителем была развернута небольшая выставка, где демонстрировались различные аппараты для очищения крови, созданные российской группой компаний “Конкор”. Этот холдинг развернул на территории СЭЗ “Дубна” строительство, о масштабах которого корреспонденту “Поиска” рассказал председатель Совета директоров “Конкора” Владимир Кононов, избранный депутатом Госдумы РФ нынешнего, шестого, созыва.
— Сейчас у нас в работе на разных стадиях три объекта, — сообщил он. — В 2001 году запустили первый научно-производственный комплекс “Альфа” по выпуску медицинской техники для фильтрации крови. Он оснащен промышленным циклотроном, уникальным технологическим оборудованием и чистыми зонами. Продукция завода востребована, и процедуру плазмафереза проходят пациенты в лечебных учреждениях России, странах Содружества, дальнего зарубежья.
Строительство второго объекта НПК “Бета” ведется в партнерстве с РОСНАНО. “Бета” будет производить медицинскую технику для каскадной фильтрации плазмы на базе ультрафильтрационных трековых мембран с диаметром пор в диапазоне от 20 до 90 нанометров. С их помощью всего за одну процедуру в течение 3,5 часа можно очистить всю кровь в организме человека! Более эффективной станет борьба с таким распространенным недугом, как атеросклероз, вызывающим инфаркт, инсульт, другие тяжелые сердечно-сосудистые заболевания. Пуск “Беты” планируем на будущий год.
А в 2014 году будет запущен НПК “Гамма” по разработке и производству капиллярных диализных фильтров и аппаратов “искусственная почка”. Это будет предприятие, совместное с германской корпорацией “Фрезениус Медикл Кеа”, мировым лидером в области разработки и производства оборудования для гемодиализа. В наших планах также создание 150 диализных центров по всей стране.
Успех “Конкора” стал возможен во многом благодаря особому статусу СЭЗ, бренду “Дубна”. А что же с другими “локомотивами развития”?
Открывая в Дубненском конгресс-центре заседание, председатель Комитета ГД по науке и наукоемким технологиям академик Валерий Черешнев напомнил, что и президент, и правительство считают, что с инновациями в практическом плане “пока не очень получается”. Не в последнюю очередь — из-за прорех в законодательстве. Например, только для того, чтобы принять закон, касающийся Сколкова, пришлось вносить изменения в более чем сто других! А по сути сколковский закон — как раз тот, который нужен для инноваций, уверен Черешнев. Но, как утверждают в Минфине, если распространить его на все наукограды, то “никаких средств не хватит”.
— Вот поэтому мы ищем все возможные варианты, чтобы и система заработала, и законы максимально облегчали бы инновационную деятельность, — заключил председатель комитета.
Владимир Кононов, выступая в этом случае в качестве первого заместителя председателя комитета, обозначил основные проблемы, мешающие созданию инновационной экономики. Прежде всего, считает он, в стране не обеспечен необходимый спрос на инновации, на инновационную продукцию. Во-вторых, отсутствует доступ к так называемым дешевым деньгам. В-третьих, как следствие, слабо развит высокотехнологичный бизнес. А самое главное — новой экономике нужны новые кадры. Хотя ежегодно российские вузы выпускают более 400 тысяч инженеров, сегодня наблюдается острый дефицит тех, кто владеет рабочими, инженерными специальностями. Помочь могли бы малые инновационные предприятия при вузах, но из более тысячи созданных реально действуют чуть больше трехсот.
По мнению В.Кононова, необходимо как можно скорее провести аудит государственной поддержки инновационной сферы, развития рынка инновационной и наукоемкой продукции, подготовить законодательные инициативы по льготному налогообложению, мерам в области таможенной политики. Кроме того, убежден депутат, пришло время сформировать правовые основы госпринуждения (да-да, именно принуждения!) к инновациям. Депутат призывает особое внимание уделить территориям инновационного развития (ТИР). Более того, он считает, что Московская область, где располагаются девять из четырнадцати наукоградов страны, обладает потенциалом не только для того, чтобы оставаться лидером инновационного развития России, но может стать и полюсом роста будущего евразийского союза.
Участники заседания в своих выступлениях подчеркивали, что при определении статуса наукограда серьезную составляющую должны играть городская среда, качество жизни населения. Ученый, конечно, может быть фанатиком, не замечающим ничего, кроме своей науки, но для его семьи, детей состояние окружающей среды может стать определяющим при принятии решения остаться или уехать. Наукоград должен отличаться от других населенных пунктов не только поддержкой инновационной деятельности, но и особым отношением к природной среде, возможностью удовлетворять культурные, эстетические запросы.
Ответственность за формирование социальной среды наукоградов таким образом лежит и на местных органах власти, а для создания у них мотивации, говорили участники заседания, надо поощрять муниципалитеты, оставляя определенную часть налогов на социальные программы ТИР. Прозвучало и предложение подключить наукоградскую молодежь к академической программе по жилью для молодых ученых.
По итогам обсуждения были приняты рекомендации для Федерального собрания, правительства, органов власти субъектов Федерации. Остается надеяться, что ко второму чтению законопроекта, которое намечено на 26 октября, документ существенно обогатится предложениями, высказанными в Дубне.
С докладом о проекте Федерального закона “О Фонде перспективных исследований” выступил первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Юрий Борисов. Фонд создается в целях “содействия осуществлению прорывных высокорискованных исследований и разработок в интересах обороны и
безопасности государства”. Он призван формировать научные представления о возможных угрозах, критически значимых для обороны и безопасности государства, причинах их возникновения и путях устранения. Фонд будет обеспечивать доведение идей и решений до уровня проектов, финансировать мероприятия и проекты, распоряжаться от имени РФ правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу фонда.
В качестве имущественного взноса РФ фонду передаются бюджетные ассигнования федерального бюджета, помимо этого, по решению правительства ему может быть передано иное находящееся в федеральной собственности имущество. Высшим органом управления будет Попечительский совет, в который войдут семь представителей Президента РФ, семь — правительства, а также генеральный директор фонда. Они назначаются президентом страны на срок не более пяти лет. Юрий Борисов дал некоторые пояснения к истории создания ФПИ.
— В мировой практике существует известная пропорция 50:10:1, то есть на одну ОКР с высокой вероятностью достижения искомого результата должно приходиться 10 прикладных НИР, а на 10 прикладных — 50 фундаментальных и поисковых работ.
То есть без определенного научно-технического задела, без понимания физики процесса нельзя идти на выполнение дорогостоящей финальной ОКР. Но именно эта составляющая всего процесса исследований сегодня недофинансирована. Практически все ресурсы на фундаментальные и поисковые работы в области обороны и безопасности сосредоточены в Министерстве обороны, но оно не слишком замотивировано на проведение НИР и ОКР, а работы с перспективой на пять лет его интересуют меньше всего. Поэтому фундаментальные и поисковые исследования в Минобороны подвергаются секвестру в первую очередь. На 10 лет на них выделено 1,6 млрд рублей — ежегодно по 160 млн рублей, что совершенно недопустимо.
Для решения проблемы ФЗ №94 с его долгими конкурсными процедурами явно не подходит. При проведении такого рода исследований надо больше рисковать, опираться на экспертное мнение специалистов, может быть, штучных, которых в стране единицы, доверять им. Поэтому нужен гибкий механизм финансирования, в том числе на основе размещения заказов и выполнения работ организациями РАН, высшей школы, промышленности без проведения конкурсных процедур.
Это наиболее высокорискованные исследования, они не всегда дают конкретный результат, но если он получен, это результат прорывного характера. Так в разгар “холодной войны” из недр американского агентства DARPA, профинансировавшего сугубо в военных целях работу, посвященную пакетной коммутации, появился (прорвался!) Интернет.
Мы не стремимся создать структуру, аналогичную американской, у нас есть свой положительный опыт — в соответствии с основными направлениями развития науки и техники Вооруженных Сил комиссия при Совете Министров СССР формировала список фундаментальных и поисковых НИР, которые успешно выполняли учреждения РАН, высшей школы, отраслевых НИИ.
Параллельно созданию проекта закона о ФПИ было поручение разработать ФЦП по фундаментальным и поисковым исследованиям в области обороны и безопасности. Мы предполагали, что мероприятия и финансовое обеспечение ФЦП лягут в основу финансирования фонда, но в 2011 году бывший тогда министром финансов А.Кудрин посчитал, что можно обойтись без этой программы. Теперь же, принимая закон о фонде, надо озаботиться тем, чем мы будем его наполнять.
DARPA сегодня тратит примерно 3,5 млрд долларов на свои проекты. Минимальная планка у нас намечена в районе 4 млрд рублей. Мы планируем финансировать примерно 150 работ по различным направлениям. Уже сейчас понятно, что надо делать. Наша программа прошла очень серьезную экспертизу в Российской академии наук, у ведущих ученых. Мы знаем, куда направлять средства, чтобы получить необходимый результат. Я часто посещаю академические институты и знаю, что ученые ждут ФЦП, создания фонда, реализации на практике этих мероприятий. Надо запустить процесс поиска, проведения прорывных и рисковых исследований. Это интегрированная позиция всех, кто заинтересован в создании научно-технического задела в области обороны и безопасности.
Участники заседания поддержали проект закона “О Фонде перспективных исследований” и приняли решение рекомендовать вынести законопроект на рассмотрение в Государственную Думу. Через несколько дней после выездного дубненского заседания Комитета по науке и наукоемким технологиям Госдума приняла закон о ФПИ в первом чтении.

Светлана КРЫМОВА
Фото автора

Нет комментариев