Ключевое подключение. Ректоры приложат руку к нацпроекту «Образование».

В указе Президента РФ от 7 мая этого года “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.” обозначены горизонты, к которым система образования должна двигаться в ближайшие годы. Правительство страны совместно с региональными властями должно до 1 октября разработать и представить Совету при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам национальный проект “Образование”, где будут отражены механизмы и ресурсное обеспечение достижения поставленных целей. Важную роль в выполнении майского указа призваны сыграть университеты — в частности, при решении таких задач, поставленных главой государства, как “обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования”, “воспитание гармоничной и социально ответственной личности”, “модернизация профессионального образования, в том числе внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ” и других.
Об этом, в частности, шла речь на недавнем заседании Совета Российского союза ректоров (РСР), в котором кроме руководителей более ста вузов приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова, министр науки и высшего образования Михаил Котюков, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Александр Бугаев. 
Президент РСР ректор МГУ Виктор Садовничий, доклад которого был посвящен деятельности РСР и дальнейшим планам, отметил заслуги ректорского корпуса в развитии системы образования страны. Многие предложенные РСР проекты стали государственными: это и Московский международный рейтинг “Три миссии университета”, и движение олимпиад школьников, и Всероссийский фестиваль науки, и Всероссийский фестиваль студенческого спорта, и развитие национальной платформы “Открытое образование”, и форумы ректоров России и зарубежных стран, и многое другое. Все поручения президента страны по итогам Х съезда РСР исполнены, и сейчас главная задача — выполнение решений последнего, XI, съезда РСР (см. “С поправкой на сингулярность”, “Поиск” от 11 мая 2018 г.) и реализация майского указа главы государства. Дальнейшее развитие получат и уже действующие проекты. Например, РСР планирует увеличить число курсов на национальной платформе “Открытое образование” от сегодняшних  трехсот до тысячи. Особо В.Садовничий остановился на программе “Вернадский”, о которой впервые было заявлено на XI съезде ректоров. Она подразумевает создание научно-образовательных консорциумов вузов с тем, чтобы ведущие университеты могли помогать остальным в становлении нужных для региона научных направлений, организации новых, в том числе сетевых, образовательных программ и т.д. В.Садовничий сообщил, что эта инициатива поддержана ректорами (что было подтверждено и последующими выступлениями руководителей вузов). По словам ректора МГУ, “во многих регионах уже есть проработанные, практически готовые к реализации проекты”.
Татьяна Голикова подчеркнула, что вузы, поскольку они готовят специалистов для всех сфер жизнедеятельности, могут и должны участвовать во всех национальных проектах, запускаемых во исполнение майского указа, в том числе и в проектах “Наука” и “Образование”. Составной частью последнего станут все программы в сфере образования, которые реализовывались в рамках приоритетных проектов в 2017 году. По словам вице-премьера, на национальный проект “Образование” руководство страны собирается выделить из бюджета 674 млрд руб. Как ожидается, первое детальное обсуждение бюджета в правительстве пройдет уже 13 августа — с участием премьер-министра Д.Медведева. Т.Голикова пообещала, что при проработке стратегии реализации этого проекта будут учтены предложения ректоров, в том числе и высказанные на этом заседании. 
Большое внимание было уделено и вопросам воспитания студентов. Заместитель председателя правительства обратилась к ректорам с предложением поддержать проекты образованной по инициативе Президента РФ платформы “Россия — страна возможностей”, которая “предоставляет активной молодежи социальные лифты для развития компетенций и для роста”. 
Тему создания условий для самореализации молодых людей продолжил Александр Бугаев — он поблагодарил ректоров за поддержку идеи создания Национальной лиги студенческих клубов, рассказал о Всероссийской молодежной форумной кампании, о форматах международного взаимодействия, а также предложил создать официальное объединение проректоров по воспитательной работе вузов. “Потому что только так, координируя эту деятельность на официальном уровне, мы можем обеспечивать единство проведения воспитательной работы в учебных заведениях нашей страны”, — подчеркнул А.Бугаев.
Конечно, участники заседания не могли обойти вниманием такую актуальную в последнее время тему, как изменение существующей системы аккредитации высших учебных заведений (см. “Укротители Ниагары”, “Поиск” от 13 июля 2018 г.). Рособрнадзор, как известно, комментируя письмо руководителей вузов В.В.Путину, заявил, что поддерживает идею совершенствования модели госаккредитации, однако любой подход должен обеспечить равенство всех вузов перед законом, а также напомнил ректорам, что пул экспертов, компетентность которых они подвергли сомнению, сформирован из представителей образовательных и научных организаций. Татьяна Голикова предложила выход из коллизии: “Продумать критерии отбора экспертов, которые могут участвовать в государственной аккредитации”.
— Это помимо того, что саму госаккредитацию следует усовершенствовать, — заявила она. — И мы к этому готовы, тем более что срок установлен очень короткий: до 1 октября 2018 года. 
Виктор Садовничий от имени Российского союза ректоров выступил с предложением к Министерству науки и высшего образования при оценке деятельности российских вузов учитывать результаты Московского международного рейтинга “Три миссии университета” (MosIUR). В октябре этого года планируется опубликовать уже вторую его версию: в нее вой-дут 300 лучших университетов мира. Кстати, ректор МГУ с гордостью сообщил, что наш рейтинг уже признан мировым сообществом: например, президент международной организации IREC К.Коста считает, что MosIUR “открывает новое, второе, поколение академических рейтингов”. 
Президент РСР также поднял вопрос о продвижении российских научных журналов в мире. В связи с переходом их электронных версий на интернет-платформы и мобильные приложения им нужно оказать информационную и технологическую поддержку (может, даже и финансовую), а также помочь в выстраивании взаимодействия с иностранными рецензентами. По данным ректора, сегодня доля российских научных журналов, имеющих международное признание (интегрируемых в базах Web of Science и Scopus), составляет всего 1,1% (379 журналов), в то время как у Китая индексируются 628 научных изданий, в США — более 6 тыс. “Мы выглядим бледно на мировом уровне, — признал В.Садовничий. — И, конечно, проигрываем”. 
На заседании обсуждались и другие актуальные вопросы, связанные с развитием образования и науки в стране. Ключ к их решению ректоры видят в скоординированной работе вузовского сообщества и Правительства России.
Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта РСР

Нет комментариев