Картина полная

Расшифрован последний из геномов больших обезьян — геном обезьяны бонобо. Статья об этом опубликована в журнале Nature.
Прочтение и анализ генома обезьяны бонобо (Pan paniscus) завершила международная группа ученых, работающая под эгидой Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology in Leipzig), Германия. Исследованиями руководил известный антрополог и молекулярный генетик Сванте Паабо (Svante Paabo). Бонобо, или карликовый шимпанзе, вместе с собственно шимпанзе является ближайшим родственником человека, но в отличие от шимпанзе бонобо миролюбивы, игривы и сексуальны без агрессии. Геном бонобо выявил эволюционные взаимоотношения между всеми большими обезьянами — его недоставало для полноты картины, поскольку кроме человеческого уже расшифрованы геномы орангутана, шимпанзе и гориллы. Не исключено, что исследование последовательности ДНК бонобо поможет выявить генетическую основу его поведенческих особенностей. Для расшифровки генома этого вида семейства гоминид использовалась ДНК живущей в зоопарке Лейпцига самки бонобо по кличке Улинди.
Сравнение геномных последовательностей бонобо, шимпанзе и человека показало, что Homo sapiens отличается от двух разных видов шимпанзе приблизительно на 1,3%, тогда как разница между геномами шимпанзе и бонобо не превышает 0,4%. И бонобо, и шимпанзе обитают в Центральной Африке, их ареалы разделяет лишь река Конго, а потому выдвигается теория о том, что предки этих обезьян, оказавшись по разным берегам во время возникновения реки, положили начало двум разным видам шимпанзе. В результате изучения геномов этих видов выяснилось, что они разделились раз и навсегда, никогда после этого не скрещиваясь друг с другом. Несмотря на то что в целом генетические последовательности бонобо и шимпанзе отличаются от генома человека в одинаковой степени, анализ показывает, что в некоторых частях геном бонобо ближе к человеческому, тогда как в других у людей больше сходства с шимпанзе. Имеют ли какое-либо отношение эти участки к сходству и различиям в поведении человека, шимпанзе и бонобо пока неясно.