На границе неспокойно

Космический аппарат Voyager 1, достигнув края Солнечной системы, оказался под усиливающимся обстрелом заряженных частиц. Новость распространило агентство Reuters.
Запущенный в космос в сентябре 1977 года аппарат Voyager 1 побил свой собственный рекорд по положению самого удаленного от нас рукотворного объекта. В прошлом году в это время он был на расстоянии 17,5 миллиарда километров от Солнца, сейчас от центра системы его отделяют 18 миллиардов километров. Согласно заявлению, которое сделала Лаборатория реактивного движения НАСА (JPL) в Пасадене, аппарат передает на Землю данные, свидетельствующие о том, что он вышел на границу межзвездного пространства. Датчики Voyager 1 зафиксировали резкий рост интенсивности галактических космических лучей — высокоэнергетических заряженных частиц меж­звездного происхождения. Кроме того, они зафиксировали резкое снижение количества заряженных частиц, исходящих от Солнца. Эти данные позволяют ученым предполагать, что аппарат приближается к границе Солнечной системы, хотя все еще находится внутри гелиосферы. В прошлом году в это же время аппарат уже находился на границе гелиощита — передней части гелиосферы, зоны, где частицы солнечного ветра на большой скорости встречаются с межзвездными газами, и, вопреки ожиданиям астрофизиков, на этой границе было достаточно спокойно. Однако уже к январю стало ясно, что количество галактических космических лучей заметно увеличилось. По словам научного руководителя проекта Voyager Эда Стоуна (Ed Stone) из Калифорнийского технологического института в Пасадене (California Institute of Technology in Pasadena), которые приводит Reuters, “начиная с 7 мая количество космических лучей, сталкивающихся с аппаратом, увеличивается на 5% в неделю”.
Точная позиция Voyager 1 на краю Солнечной системы в настоящее время неясна, однако свидетельством того, что он вошел в межзвездное пространство, должно стать изменение направления магнитного поля, окружающего аппарат. “По всем законам физики однажды Voyager станет первым рукотворным объектом, который проник в межзвездное пространство, но мы еще не знаем точно, когда наступит это однажды”, — говорит Стоун. По последним данным, Voyager уже достиг новой области, где все меняется очень быстро. Плутониевый термогенератор корабля должен обеспечить его движение по крайней мере до 2025 года. Сейчас он движется со скоростью 17 км в секунду, на передачу данных с борта Voyager 1 в центр управления проектом НАСА требуется 16 часов 38 минут. Запущенный в 1977 году его аппарат-близнец Voyager 2 находится в 15 миллиардах километров от Солнца. Обе миссии на своем пути изу­чили планеты-гиганты Солнечной системы: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, а также 48 их спутников. На случай встречи с внеземной жизнью на борту Voyager есть так называемая “Золотая пластинка “Вояджера” — фонографическая и видеозапись образцов музыкальной культуры человечества, голосов людей и звуков Земли. Эта подборка была сделана известным астрономом и популяризатором науки Карлом Саганом (Carl Sagan) и его коллегами.