Вариативный креатив. Молодые преподаватели не видят преград для творчества.

В Москве завершился Всероссийский конкурс новых образовательных технологий для преподавателей, доцентов, профессоров высших учебных заведений и колледжей России “Лучший молодой преподаватель” (возраст участников не превышал 45 лет). Имена призеров огласили на пресс-конференции в РИА “Новости” по итогам первого подобного мероприятия такого масштаба. Журналисты воочию увидели всех финалистов и лауреатов конкурса и поприсутствовали на церемонии их награждения. Лучшей из более чем 300 участников состязания стала доцент кафедры маркетинга экономического факультета Кемеровского государственного университета Лада Поликарпова.
Проведение конкурса новых образовательных технологий среди преподавателей вузов и колледжей — одна из последних инициатив Национального рейтингового аттестационного агентства (Росрейтинг). В число организаторов также вошли Российская ассоциация аккредитованных учебных заведений, Ассоциация негосударственных средних специальных учебных заведений и Московский финансово-юридический университет МФЮА. Как сообщила генеральный директор Росрейтинга Наталья Вершинина, заявки на участие в конкурсе поступили из всех регионов РФ, членами жюри стали преподаватели вузов и колледжей Москвы. Во время первых двух этапов проходил отбор аннотаций авторских методик и видеороликов учебных занятий. В финал вышли 32 конкурсанта и провели открытые мастер-классы со студентами столичных учебных заведений.
Главная цель конкурса — поддержка индивидуальной инициативы тех, кто применяет в учебном процессе инновационные образовательные технологий. Активную позицию конкурсантов начальник управления Департамента образования города Москвы Маргарита Русецкая назвала “гражданским и педагогическим мужеством”. Вряд ли в первую очередь их вдохновила материальная часть обещанной поддержки (главная премия — 50 тысяч рублей). Для участников конкурс стал площадкой для испытания своих возможностей и обмена опытом. По словам финалиста состязаний, доцента Томского государственного университета Натальи Гулиус, преподаватели из разных регионов не только познакомились, но и успели придумать совместные проекты, обсудили с коллегами новые творческие идеи. Помимо денежных премий призерам предложили бесплатно издать авторские учебно-методические материалы и презентовать свои занятия в вузах и колледжах России.
Очень важна поддержка креативных начинаний молодых сотрудников на местах. Благодарность за содействие руководству, коллегам и студентам выразили финалистки конкурса, рассказавшие корреспонденту “Поиска” о своих методиках и подходах. Так, преподаватель литературы Волжского гуманитарного института Екатерина Чистоткина соединяет традиционные формы занятий — лекции, беседы — с игровыми жанрами. Она отметила, что в ходе своеобразной “ролевой игры” студенты “вживаются” в роли авторов или персонажей, лучше понимая их характеры и произведение в целом. В вузах, по ее мнению, на подобные эксперименты отводят мало учебного времени, тогда как вариативная часть курса, предусмотренная стандартом, позволяет сделать обучение более интересным и эффективным.
Методика, используемая старшим преподавателем кафедры гуманитарных дисциплин МФЮА Ларисой Ступниковой, основана на правильной реакции преподавателя на реплику ученика и предусматривает использование “научно-провокативного вопроса”. “Наш авторский термин, — пояснила Лариса. — Так называется вопрос с провокацией, заданный с целью обучения. Это стимулирует учащихся, привыкших пассивно слушать лекции, к активности. Занятия мы проводим в форме, объединяющей лекцию и семинар”.
В поздравлении представителя Госдумы РФ Олега Смолина присутствовала нотка вины: “Депутатам похвалиться перед вами особенно нечем”. Он напомнил, что средняя зарплата ППС в России все еще ниже средней по экономике. Вместе с тем заместитель председателя Комитета ГД по образованию сообщил хорошую новость: законом ФЗ №11 “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании” впервые введено понятие электронного обу­чения в законодательство России и расширены возможности его использования в образовательном процессе.
Уровень преподавательских заработков, считает Олег Смолин, изменится. Он сослался на статью Президента РФ Владимира Путина “Строительство справедливости. Социальная политика для России”, где обещано, что средняя зарплата профессора в течение пяти лет должна подняться как минимум до 200% от средней по экономке региона. “Свет в конце туннеля есть!” — обнадежил депутат и пожелал молодым преподавателям его увидеть.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Андрея Моисеева

Нет комментариев