Язык доведет. Будущие русисты пройдут практику за рубежом.

Россотрудничество и Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина (Институт русского языка) объявили о запуске совместного проекта “Магистры русского языка”, предусматривающего углубленную подготовку и стажировку за рубежом лучших студентов вузов, обучающихся по программе “Русский язык как иностранный”. Магистранты — победители конкурса — станут преподавателями российских центров науки и культуры Россотрудничества и отделений Института русского языка, расположенных в разных странах. 
Руководитель Россотрудничества Элеонора Митрофанова отметила, что потребность в учителях русского языка за рубежом довольно высока, и не только в русских школах и школах с программами обучения языку, коих в мире около 6,5 тысячи, а также в университетах. Необходимость выучить русский есть, например, у иностранных абитуриентов, желающих поступать в наши вузы. Первоначальную языковую подготовку они могли бы проходить в своих странах. 
В советские годы вопрос поддержки русского языка за рубежом решался системно: существовал межведомственный совет, занимавшийся этими вопросами, а его организационным и методическим центром был Институт русского языка им. А.С.Пушкина. Имелась национальная база преподавателей. “Я сама работала в Индии в 70-е годы, — рассказала Э.Митрофанова. — Тогда даже в глухой деревне был преподаватель русского языка”. По словам руководителя Россотрудничества, ежегодно в разные страны отправлялось около тысячи русистов. Сейчас — значительно меньше.
Возможно, новая программа поможет восполнить пробелы. В самом начале по ней будут отобраны 100 победителей конкурса. А количество стран, куда их направят, — пока десять. Это Азербайджан, Аргентина, Армения, Болгария, Вьетнам, Индия, Куба, Монголия, Непал и Финляндия. Ожидается, что перечень стран и количество магистрантов-победителей конкурса будут ежегодно увеличиваться. Так, уже в следующем году стран станет около 30, а победителей конкурса — около 500. 
Зарубежная практика магистрантов займет всего от трех до шести месяцев и станет хорошим стартом для начала педагогической карьеры выпускников вузов. Возможно, впоследствии они войдут в национальную базу преподавателей русского как иностранного за рубежом при ее воссоздании. Программа стажировок краткосрочная, поэтому ее устроители заботятся об обеспечении преемственности работы: единых учебниках, совмещении очных и дистанционных технологий обучения. Неоценимую помощь в этом должна оказать электронная школа русского языка на портале “Образование на русском” (pushkininstitute.ru). В перспективе и сами магистры могут стать онлайн-преподавателями — тьюторами на портале. 
Учить иностранцев будут иначе, нежели носителей языка. “Всего 50 лет назад не было очевидно, что при обучении иностранцев нужны особые методики, — рассказала ректор Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина Маргарита Русецкая. — Их основы заложил академик Виталий Григорьевич Костомаров. А сейчас очень важно обеспечить преподавание русского с высоких профессиональных позиций. Поэтому мы выберем по конкурсу лучших из лучших, чтобы за рубежом нашу страну представляли магистранты, в которых мы уверены. Работать им придется не только с теми, кто учится языку с нуля, но и с опытными преподавателями русского”. В рамках проекта предусматриваются мастер-классы по обмену опытом педагогического мастерства, семинары, дискуссии, курсы повышения квалификации. 
Кто может принять участие в конкурсе? Студенты второго курса профильной магистратуры, которые продемонстрировали свою академическую успешность, владеют английским и/или языком страны, в которую направляются, оставили заявку на участие на сайте Россотрудничества (magistr.world), имеют рекомендации от своего вуза и портфолио с описанием достижений. Конкурс будет состоять из двух этапов. Первый — отбор портфолио. Второй — выполнение заданий, позволяющих выявить уровень владения русским языком, а также методиками преподавания, в том числе современными информационными технологиями. Победители конкурса будут приглашены для обучения в Институт русского языка. 
Ректоры вузов с энтузиазмом откликнулись на инициативу. “Эта программа расширит наши возможности”, — сказала ректор Южного федерального университета (ЮФУ) Марина Боровская. В прошлом году студенты вуза приняли участие в пилотном конкурсе Россотрудничества и отправились на Кубу. “Опыт оказался весьма успешным: мы обеспечили компетенции студентов, убедились, что на них есть спрос, усилили взаимодействие с вузовским сообществом Кубы”, — отметила ректор. 
“Я признателен коллегам, что они на системной основе пытаются продвинуть преподавание русского языка за рубежом, — поддержал проект ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков. — Эта инициатива может приобрести значение и для развития университета, и для позиционирования русского языка, и для восстановления культурных и общечеловеческих связей. Я знаю, сколько ректоров университетов на Кубе являются выпускниками наших университетов. Я сам учился с большой группой кубинских студентов, и общение с ними повышало профессиональный уровень: помогало лучше понять чужую культуру, язык, ментальность. Сердечность кубинцев, их привязанность, умение говорить не языком, а сердцем обогащали нас”. 
“У каждого университета есть свои программы взаимодействия с зарубежными вузами, — продолжила тему проректор по международным отношениям Дальневосточного федерального университета Виктория Панова. — Но когда они разрозненные, то не имеют необходимой силы”. Вуз ежегодно отправляет магистрантов в азиатские страны: Вьетнам, Тайвань, Китай. Интерес к изучению русского языка проявляют Япония, Корея. “Нам важно, чтобы наши студенты могли получить дополнительную методическую поддержку в Институте русского языка”, — отметила проректор. 
Поддержал начинание и ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко: “Президент РФ на съезде Союза ректоров заявил, что необходимо развивать международную кооперацию. Если бы Россотрудничество, начиная с программы “Магистры русского языка”, стало системным интегратором, содействующим академической мобильности, это было бы очень здорово! А сама программа — абсолютно правильный старт, и наши магистранты примут в ней непосредственное участие”.
Елена МОРГУНОВА

Нет комментариев