Путь в предприниматели. Студентов экономического вуза увлекают бизнесом.

 

Накануне открытия конференции “Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем”, штудируя одну из книг по экологическому образованию, наткнулся на главу “Зачем экономистам экология?”. Среди авторов издания — профессор Габибулла ХАСАЕВ, и.о. ректора Самарского государственного экономического университета (СГЭУ), одного из организаторов конференции. При первой же встрече я поинтересовался, как получилось, что экономический вуз тесно связан с учеными-экологами? 
— Причин тому много, назову лишь главные, — откликнулся Габибулла Рабаданович. — Практически все страны мира признали, что устойчивому развитию цивилизации нет альтернативы, а оно требует сбалансированного экономического, социального и экологического взаимодействия государств. Однако фундаментальные законы экологии едва прописаны в экономическом образовании, слабо востребованы в управленческой практике, и это ведет к неэффективному использованию природных ресурсов, ухудшению качества жизни населения. Не учитывается природоемкость валового внутреннего продукта (ВВП), так как на некоторые природные ресурсы и услуги нет цены. Мы миримся с низкой энергоэффективностью ВВП, с тем, что не разрабатываются отчетные и прогнозные балансы топливно-энергетических ресурсов и т.д.
Между тем устойчивого развития невозможно достичь без перехода к “зеленой” экономике, “зеленым” или ресурсосберегающим технологиям. Любой крупный проект сегодня надо начинать, предварительно просчитав его последствия для экологии, проще говоря, оценив ущерб для природы, иначе со временем это выльется в тяжелые экономические и социальные проблемы. Подобные примеры есть, наверное, во всех регионах страны. В Москве, скажем, это свалки. В Самарской области — последствия создания на Волге каскада ГЭС. Поэтому междисциплинарному подходу в подготовке кадров наш университет придает очень большое значение, предоставляя студентам необходимые знания системного управления экономикой. Как без этого стать профессионалом? Еще Джон Мейнард Кейнс, известный английский ученый и политический деятель, писал, что экономист должен обладать редким сочетанием талантов, огромным объемом знаний в самых разных областях, т.е. одновременно быть математиком, историком, государственным деятелем и философом. Признавая возрастающую значимость экологического знания в образовании, университет открыл кафедру “Экология и безопасность жизнедеятельности”. За короткое время ее сотрудники выпустили ряд оригинальных учебных пособий и монографий. В подготовке экономистов особое внимание уделяем воспитанию чувства убежденности экологической ответственности при принятии управленческих решений. Наши усилия дают плоды: шесть лет подряд университет становился победителем областного конкурса “Эколидер” в номинации “Образование”. А сейчас открываем пятую международную научно-практическую конференцию эколого-экономической направленности. Наши форумы получили признание не только научного сообщества, но и практиков: руководителей экологических служб предприятий, специалистов региональных министерств, муниципальных образований, студентов многих вузов страны.
— Ваш региональный вуз не входит ни в одну программу поддержки университетов. Как в этих условиях развивается СГЭУ?
— Категорически не согласен с определением “региональный вуз”. Региональный он лишь по своему географическому положению. При современных образовательных технологиях, средствах коммуникаций, платформах онлайн-образования, знании студентами иностранных языков и академической мобильности университет сегодня — часть мирового образовательного пространства. Это значит, что студенты и преподаватели должны иметь доступ ко всему многообразию образовательных ресурсов окружающего мира. И СГЭУ такую возможность им предоставляет.
Конечно, нам сложно конкурировать с федеральными, национально-исследовательскими и опорными университетами в привлечении абитуриентов и инвестиций, в борьбе за гранты, создании мегалабораторий и, безусловно, за внимание министерства. К тому же мешает, на мой взгляд, глубокое заблуждение об избыточности подготовки экономистов, управленцев, юристов.
— Но спрос на них упал?
— Судя по конкурсам, в наш университет он, наоборот, повышается. В прошлом году у нас был самый большой прием за последние 15 лет: на каждое бюджетное место претендовали более 8 абитуриентов. По качеству приема, которое измеряется средним баллом ЕГЭ в РФ, мы заняли 33-е место. По-моему, совсем не плохо. Учтем и то, что в технических вузах больше бюджетных мест и поступают на них с меньшим количеством баллов. А у нас их пороговое значение выше установленных Рособрнадзором. Например, по математике достаточно 24 баллов, а мы требуем 30. Та же картина по обществознанию и русскому языку. А все потому, что к нам идут лучшие абитуриенты.
— Среди них есть и “платники”?
— Конечно. Если бюджетников у нас около 600 человек, то “платников” в разы больше. На самом деле, считаю, у нас избыток не профессионалов-экономистов, а их дипломов. В 90-е годы, если вспомнить, их только что не раздавали (за деньги, естественно). Отличный был бизнес-проект! Не перечесть, сколько тогда в Самаре было вузов и филиалов заезжих университетов, — места всем не хватало. Условий для занятий — никаких, зато касса работала отлично. Мало того, многие технические вузы взялись тогда готовить непрофильных для них экономистов. Отголоски той бизнес-практики и формируют ложное представление об избыточности экономистов.
— Известно, как выпускники СГЭУ находят работу?
— По данным Минобрнауки, СГЭУ — на 8-м месте в РФ по трудоустройству выпускников среди социально-экономических и экономических вузов. Что мы для этого делаем? Университет перешел на практико-ориентированную систему обучения. Это значит, что к экспертизе наших образовательных программ, работе экзаменационных комиссий мы привлекаем специалистов ведущих предприятий и организаций, с которыми у нас заключены договоры о стратегическом партнерстве. Они же читают лекции с тудентам. Признаюсь, мне оказалось легче наладить такие связи потому, что много лет работал министром экономического развития Самарской области, а сейчас являюсь вице-президентом Союза работодателей нашей области. Вуз организует ярмарки вакансий. Нередко сами предприятия обращаются к нам с заявками: им, скажем, нужен специалист по инвестиционному анализу, международным стандартам, финансовой отчетности, проектному управлению. Руководители предприятий понимают: время массовой подготовки кадров прошло, сегодня есть нужда в персонифицированном образовании, учитывающем все современные требования и перспективные проекты предприятия. Но делать из этого практические выводы, вкладывать средства в подготовку кадров пока, к сожалению, готовы редкие работодатели.
— Удается вузу находить дополнительные источники финансирования?
— Да. Мы, например, создали Фонд целевого капитала (эндаумент-фонд). В основном из наших выпускников. На собранные средства ремонтируем учебные корпуса, общежития, приобретаем компьютеры. Наш университет — консалтинговый центр правительства Самарской области. По заказу губернатора, министерств, муниципальных образований проводим научные исследования, готовим аналитические записки, доклады, организуем различные форумы. А правительство области нас активно поддерживает: построили, например, физкультурно-оздоровительный комплекс СГЭУ с плавательным бассейном. Половину средств дало Минобрнауки, половину — областной бюджет, а это ни много ни мало 80 миллионов рублей. Еще открыли всесезонную универсальную спортивную площадку.
В СГЭУ создана современная система дополнительного образования: Международная школа бизнеса, Высшая школа менедж-мента, Центр делового образования, Центр корпоративного развития, Приволжский центр переподготовки военнослужащих. И все это тоже приносит доход.
— У СГЭУ тесные контакты с зарубежными вузами. Как удалось их установить?
— Надежные и результативные академические связи с рядом иностранных университетов — результат долгой работы. Сегодня мы сотрудничаем более чем с 20 зарубежными вузами. Реализуем, например, программы двойных дипломов (Германия, Франция, Финляндия), включенного обучения, стажировки студентов и преподавателей. Ведем совместные научные исследования и готовим публикации (Чехия, Португалия и вузы упомянутых стран). Правда, иностранные студенты приезжают к нам редко. Причина — отсутствие конкурентных жилищно-бытовых условий. 
— Есть разница в подготовке наших ребят и зарубежных?
— По моему мнению, студенты СГЭУ ни в чем не уступают западным. И даже имеют некоторые преимущества благодаря широкому профилю подготовки. За счет большего количества базовых дисциплин (например, философии, истории экономической мысли, истории государства и права и др.) они получают фундаментальное образование. Помню, еще когда сам учился в институте, шла оживленная дискуссия: специалисты должны быть широкого профиля или узкого? Спорили горячо, но сторонников широкого профиля образования было больше. Один из веских доводов: при смене работы выпускникам легче адаптироваться к изменившимся условиям.
— Каким вы хотите видеть университет в ближайшие годы?
— Моя мечта — добиться, чтобы СГЭУ стал университетом предпринимательского типа. Для этого мы открыли первый в регионе университетский коворкинг-центр и Центр молодежного предпринимательства за счет гранта правительства области и средств бизнеса. Университет частично финансируется за счет проекта “Глобальное и локальное предпринимательство”. В последние два года он был “привязан” к предстоящему Чемпионату мира по футболу. Студенты разрабатывали, а потом публично защищали реальные проекты по развитию гостиничного бизнеса, ресторанного дела, туризма, рекламы, а затем и использованию наследия ЧМ-2018. Большинство ребят приглашены работать в соответствующие компании. Узнав о нашем проекте через сайт СГЭУ, к нам приехали магистранты из индийского штата Бангалор. В мае ждем новую группу из Индии.
Совместно с нашими партнерами — промышленными предприятиями — реализуем программу “Проектно-процессное управление в организации”. В процессе обучения учим ребят работать в команде, уметь налаживать коммуникации. Как прототип реально действующих создаем для практики учебные фирмы. Экономисты, юристы, менеджеры моделируют деятельность предприятий различного профиля. Разбираем типичные ситуации взаимоотношений с налоговыми службами, банками, правоохранительными органами. Используем для этих целей разного рода симуляторы, модели, интерактивные ресурсы. Хотим, чтобы, занявшись бизнесом, наши студенты были во всеоружии и еще в университете приобрели определенный опыт анализа больших данных, применения цифровых технологий, креативного мышления и системного управления. Хотим, чтобы каждый выпускник СГЭУ мог открыть собственное дело, нашел свое место в проектах и программах социально-экономического развития региона и России. 
Юрий ДРИЗЕ
Фотоснимки предоставлены СГЭУ

 

Нет комментариев