Чем крупнее — тем оптимальнее. Чтобы сращивать мощь вузов, необходимо учесть международный опыт.

Дискуссии о роли и месте высшего образования в жизни современного общества, о возможных путях его реформирования в последние годы вышли на первый план и в России, и за рубежом. Правительственные чиновники и бизнесмены, эксперты и средства массовой информации, профессора и студенты высказывают подчас противоположные мнения, вызывающие порой бурную реакцию общественности. Интерес к этой проблематике понятен и легко объясним: мы все учились в вузах, детям нашим это еще предстоит, так что личностное отношение очевидно. В то же время высшее образование — краеугольный камень будущей экономики знаний, от  которой зависят судьба всего социума ХХI века и прогресс человечества.
Любые размышления и споры должны предваряться уточнением терминов и понятий, какими бы ясными и банальными они нам ни казались. Проще говоря, необходимо ответить на следующие вопросы: каким представляется идеальный университет ХХI века? каковы требования к вузам современного общества? какова миссия университета в быстро меняющемся мире?
Подготовка будущих лидеров, элиты обществ, традиционно была целью и смыслом существования университетов. Бурное развитие науки в XVII веке обусловило появление исследовательской модели университета Вильгельма фон Гумбольдта, который считал свободную научно-исследовательскую деятельность залогом прогресса. Во второй половине ХХ века произошло еще одно кардинальное переосмысление миссии университета, который теперь стал рассматриваться не только как центр образования и науки, но и как источник интеллектуальных, технологических и социальных инноваций. Усложнение социальной жизни современного человека и процессы  глобализации поставили перед высшей школой новую цель — университеты должны стать центрами глобального мышления и региональной ответственности. Таким образом, общество требует от современного университета, чтобы он был центром качественного образования и передовой науки, источником  всеобъемлющих инноваций, субъектом интернационализации и социально-ответственной региональной политики.
Что же должны сделать вузы, как они должны меняться, чтобы соответствовать этим требованиям? Однозначных ответов нет, решения ищут на всех континентах. “Догоняющие” страны (Южная Корея, Индия, Китай) обращаются к европейскому опыту. Сами европейцы жестко критикуют свою систему высшего образования и пытаются позаимствовать  прагматические модели США, а американцы, в свою очередь, с тревогой смотрят на многомиллиардные долги по образовательным кредитам, которые считаются основой коммерческого успеха их университетов. Платное образование становится неподъемным даже для самой богатой страны мира.
Быстрых и легких  решений нет, но есть такие, которые поддерживаются всеми странами и, безусловно, являются определяющими для достижения стратегических целей. Среди них следует назвать оптимизацию сети высших учебных заведений и укрупнение университетов.
Обращаясь к острой и болезненной для многих проблеме укрупнения вузов, говоря о плюсах и минусах этого процесса, необходимо исходить из внутренней логики развития университетов, из тех высоких требований, о которых мы говорили ранее. И начинать следует с рассмотрения роли науки. Если мы хотим видеть современную науку в наших университетах, то, считаю,  укрупнение вузов  — единственно возможный путь развития. Передовая наука настолько сложна, дорога и ресурсозатратна, что только крупный вуз способен сконцентрировать усилия на прорывных направлениях и только он получит поддержку государства и международных фондов. Кстати, это показали конкурсы грантов по федеральным целевым программам — крупные вузы получали их десятками, а средние в лучшем случае один или два.
Во-первых, современная передовая наука междисциплинарна по своей сути, то есть исследования в узких областях физики, например, сейчас невозможны без химических опытов, компьютерных программ, математического моделирования. Точно так же обстоит дело и в гуманитарных науках. Экономическая наука, например, не способна найти эффективные решения  проблем без учета последних достижений математического анализа, теории вероятности, социологии и даже психологии.
Во-вторых, цены на современное и особенно уникальное оборудование выросли в последнее десятилетие многократно. Собственных средств вузов на него недостаточно, а Министерство образования и науки выделяет деньги на закупку оборудования не под идею, а под компетентный коллектив (обычно достаточно большой и с серьезным потенциалом).
В-третьих, успех может быть достигнут только при концентрации всех ресурсов на каком-либо направлении — человеческих, финансовых, организационных и т.п. Таким образом, несмотря на то что большинство вузов ведет научные исследования, их эффективность в целом чрезвычайна низка, о чем свидетельствуют, к сожалению, и международные рейтинги. Следует признать, что нынешние формы вузовской кооперации также недостаточно эффективны.
Нельзя забывать  и о том, что наука является основой для инноваций. Внедрение результатов научной деятельности в жизнь требует немалых вложений в создание технопарков, в формирование инфраструктуры опытно-конструкторских работ. Только в крупном университете экономически целесообразно и рентабельно создание таких структур, как патентная служба, бизнес-инкубатор, отдел трансфера технологий и т.п., которые составляют необходимый фундамент для малых инновационных предприятий при вузах.
Не менее важен и кадровый аспект укрупнения, который позволит более требовательно подойти к подбору профессорско-преподавательского состава. Оптимизация учебных планов, ликвидация дублирующих и непрофильных специальностей дают возможность улучшить кадровый потенциал объединенного университета, повысить качество образования. Ужесточение требований к профессиональной компетенции преподавателей неизбежно в сложившейся в России демографической ситуации. Кроме того, глобальная конкуренция будет только нарастать. Например, весной этого года в App Store появился  новый сервис   iTunesU, который предоставляет бесплатный доступ к полным курсам ведущих американских университетов. Многие престижные западные вузы выставили на своих сайтах лекции ведущих ученых по основным образовательным программам.  Рано или поздно наши студенты сами смогут самостоятельно судить о качестве подготовки в своем вузе по сравнению с лучшими университетами мира.
Более ответственный подход к формированию и работе диссертационных советов со всей очевидностью показал,  что система подготовки кадров высшей квалификации наиболее успешно функционирует в крупных вузах. Высокая концентрация докторов наук, налаженная работа по экспертизе диссертаций, необходимое количество изданий, включенных в список ВАК, устоявшиеся связи с коллегами из лучших вузов страны гарантируют эффективную деятельность аспирантуры и докторантуры, высокий уровень диссертационных исследований.
Важнейшей тенденцией высшего образования в последние десятилетия является переход от разового получения квалификации на всю жизнь к усвоению компетенций, предполагающих самообучение и самосовершенствование. Соответственно резко возрастает роль дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации, которые становятся все  более значимой частью деятельности университетов. Уже сейчас Министерство образования и науки сконцентрировало повышение квалификации работников образования  на базе крупнейших вузов, выделяя им необходимые средства. Характерно, что органы государственной и муниципальной власти, высокотехнологичные предприятия, заинтересованные в  переподготовке своих сотрудников, также ориентируются  на крупные вузы, которые могут  обеспечить в этой работе необходимую компетентность и междисциплинарность.
Экономические аргументы в пользу укрупнения вузов,  по моему мнению, не являются определяющими, но стоит обсудить и эту сторону вопроса. Уверен, что объединение вузов сократит расходы на административно-управленческий персонал, то есть число проректоров, начальников управлений и отделов и просто клерков уменьшится  в разы. Эти средства следует использовать на внедрение новых  управленческих и информационных технологий, подняв тем самым качество университетского менеджмента. Повышение эффективности расходов произойдет и при проведении практик, в библиотечном обслуживании, издательской деятельности и в других сферах университетской жизни.
Проблема укрупнения вузов с целью роста конкурентоспособности всей системы высшего образования стоит не только перед Россией. За 10-15 последних   лет различные  программы выделения и поддержки национальных лидеров высшей  школы были разработаны и реализованы в таких разных странах, как Китай, Германия, Япония, Южная Корея. Основная цель всех этих реформ — поддержка наиболее перспективных университетов, их укрупнение и доведение их до уровня мировых лидеров, проще говоря, успешные команды высшей лиги должны перейти в мировую лигу чемпионов.  Например, в Китае была выделена  группа из 30 крупных государственных университетов, которые щедро финансировались из государственного бюджета. Только в 2010-2012 годах на них было выделено 88 млрд юаней (13,4 млрд долларов США). Именно эти лидеры высшего образования КНР дают основную массу научных публикаций, по числу которых Китай вышел на второе место в мире после США. Думаю, нелишним  будет ознакомиться с опытом всех вышеназванных государств, но подробнее хотелось бы остановиться на “университетской перестройке” во Франции.
В 2008 году тогдашний президент Франции Н.Саркози дал старт разработке проекта создания крупных элитных университетских кластеров в рамках программы Idex (инициатива превосходства). Планируется сократить количество университетов с 87 до 10. Первым был создан Университет Бордо на базе восьми институтов и университетов. Причем в состав подобных кластеров включаются также научные центры, музеи и т.п. Например, в новый Университет Сорбонны будут включены четыре университета, Музей естественной истории и престижная школа бизнеса INSEAD. Проект предполагает общие расходы государства в сумме 22 млрд евро. Высокая цена реформы и ее радикальность позволяют говорить о подлинной революции во французском высшем образовании, которая должна вывести страну в мировые лидеры. Разумеется, проект имеет немало противников, в частности, среди профсоюзов, весьма влиятельных во Франции. Кроме того,  приход нынешнего президента Ф.Олланда добавляет неопределенности, но, по мнению большинства экспертов, альтернативы укрупнению нет.
Надеюсь, что наше Министерство образования и науки внимательно следит за ходом реформ в разных странах и учтет международный опыт в своей деятельности, в частности, в разъяснительной работе с образовательным сообществом.
Вопрос укрупнения вузов на базе успешных региональных университетов становится сегодня приоритетным. Этой ключевой проблеме посвятил свое первое выступление по вопросам высшего образования премьер-министр России Дмитрий Медведев, который поручил вице-премьеру Ольге Голодец активировать работу по созданию крупных центров высшего профессионального образования. Причем Дмитрий Анатольевич подчеркнул, что данный процесс должен  проходить спокойно, без ущерба для студентов, которые уже поступили в вузы. Обнадеживает и то, что премьер-министр  отдает себе отчет в необходимости финансовой поддержки новых вузов.
В аналогичном ключе высказался и недавно назначенный министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
Подводя итоги сказанному, можно с  уверенностью утверждать, что только крупные университетские центры в современных условиях и в перспективе способны успешно реализовать линию модернизации и устойчивого развития российской высшей школы. Создание крупных университетов в регионах позволит высшему образованию достойно ответить на вызовы ХХI века, соответствовать  требованиям, предъявляемым к нему обществом и государством.
При этом совершенно очевидно, что любые модели объединения вузов должны быть встроены в долгосрочную стратегию развития федеральных округов и России в целом. Мы должны выбрать такие методы интеграции, которые не вызвали бы социальных взрывов и протестов, а создаваемая структура научно-образовательной и инновационной деятельности должна отвечать перспективным потребностям рынка труда, мировым трендам технологического развития, снижать риски оттока человеческого капитала за рубеж.

Дмитрий ЕНДОВИЦКИЙ,
профессор, ректор Воронежского государственного университета,
председатель Совета ректоров вузов Воронежской области

Нет комментариев