Смена парадигмы

Общепринятая теория звездообразования может быть пересмотрена в связи с новыми наблюдательными данными. Об этом сообщает издание Cosmos.

Открытие, которое бросает вызов существующим представлениям о формировании звезд, сделано на одном из самых мощных радиотелескопов в мире. Понимание причин, по которым звезды возникают с изначально разными массами, — ключевой вопрос звездной астрофизики, потому что масса звезды напрямую связана с ее цветом, яркостью и эволюцией. Звезды образуются из массивных облаков газа и пыли в так называемых звездных колыбелях. Частицы вещества в таких облаках слипаются друг с другом, облако увеличивает свою плотность и затем схлопывается в плазменный шар, превращающийся в звезду. Области с плотными газопылевыми облаками называются ядрами звездообразования. Прежде считалось, что количество звезд, рождающихся с разными массами, напрямую связано с распределением масс в пределах звездообразующего ядра. Но эта теория, разработанная и описанная как закон астрофизики американским ученым Эдвином Солпитером (Edwin Salpeter) в 1955 году, была выведена на основании наблюдений за участками звездообразования вблизи Солнечной системы и не отражает широко разнообразия звездообразующих ядер в масштабе галактики. Группа французских астрономов из Института планетологии и астрофизики Гренобля (Grenoble Institute of Planetology and Astrophysics) и Университета Париж Дидро (Universite Paris Diderot), изучая ядра звездообразования в плотном и удаленном облаке (под номером W43-MM1), которое находится в 180 тысячах световых лет от Земли, с удивлением обнаружила, что оно перенаселено массивными ядрами, но ядер малого размера в нем явно не хватает, если исходить из общепринятой теории. Результаты новых наблюдений, сделанных на комплексе радиотелескопов в чилийской пустыне Атакама (Atacama Large Millimetre Array), опубликованы в Nature Astronomy.
Как пояснил порталу Cosmos ведущий автор исследования Фредерик Мотт (Frederique Motte) из Гренобля, открытие бросает вызов теории, которая увязывает начальную функцию масс, то есть распределение звезд по массам, с массой ядра звездообразования. Кроме того, исследование ставит вопрос о том, может ли быть начальная функция масс универсальным понятием при изучении процесса формирования звезд. По мнению Мотта, количество массивных звезд солнечного типа может варьировать в зависимости от галактического окружения. “Мы на заре сдвига парадигмы звезообразования, который предполагает, что свойства звезд, в частности, их масса, определяются влиянием их окружения на уровне галактик”, — говорит ученый. В планах авторов — изучение еще 15 регионов Вселенной, которое поможет интерпретировать и обобщить данные нынешнего исследования.