Почемучкам навстречу. Образование выходит за границы школ и вузов.

Чему и как учить современных школьников и студентов? Какими знаниями, навыками и компетенциями они должны обладать по окончании обучения? Как утверждают авторы электронного издания “Образование для сложного общества” (https://cloud.mail.ru/public/JyB1/95csCweFs), чтобы соответствовать запросам своего времени, мировые образовательные системы в ближайшие десятилетия должны измениться. Корпорация “Российский учебник” совместно с российской международной инициативой Global Education Futures (“Глобальное будущее образования”) и инновационной компанией Global Venture Alliance (“Глобальный венчурный альянс”) опубликовали документ, объединяющий две работы: аналитический доклад “Образовательные экосистемы для общественной трансформации” группы авторов во главе с профессором Московской школы управления “Сколково” и основателем Global Education Futures Павлом Лукшей, а также обзор, подготовленный на основе выступлений участников форума Global Education Leaders’ Partnership (“Партнерство лидеров глобального образования”), состоявшегося осенью прошлого года в Москве. 
В основе публикации — идея о том, что важнейшим фактором развития образования станут стремительные изменения во всех сферах жизни человека и учащихся нужно готовить к преодолению этой “глобальной турбулентности”, нестабильности. Образование “должно совершить переход от передачи знания” к “пониманию возможностей”, говорится в докладе. Оно должно фокусироваться на ученике как на “сложном человеке для сложного общества”: на его мотивации, пристрастиях, возможности определять жизненное развитие и траекторию обучения на протяжении всей жизни. Будущее — за “почемучками”. И для них не меньшую значимость, чем классические профессиональные знания и компетенции, играют универсальные знания: умение работать в коллективе, стрессоустойчивость, креативность, способность понимать и предвидеть будущее, готовность учиться в течение всей жизни. 
Вопрос, зачем учиться, станет актуальнее вопроса, чему учиться, и основным результатом образовательной деятельности должны быть личная осознанность ученика, его способность в условиях информационной перегрузки выявлять главное, наиболее значимое для развития. Ответственность за действия в аудитории и за ее пределами полностью ляжет на ученика как человека, реализующего свой выбор, активно достигающего поставленных целей. Педагог будет лишь наставником и помощником в формировании мотиваций. 
Основная обучающая роль сместится с организаций образования (школ, вузов) на так называемые образовательные экосистемы — множество взаимосвязанных пространств, которые смогут отвечать индивидуальным учебным запросам студентов и школьников, предоставив им возможность решать реальные задачи, связанные с потребностями городов и сообществ. Ведущую роль в формировании таких экосистем сыграют университеты, которые уже сейчас интегрируют процессы познания и создания инноваций. В эти системы будут вовлечены сообщества родителей, частные инвесторы, социальные предприниматели и потенциальные работодатели. Опыт, исследование, проект, игра станут ключевыми в процессе обучения. 
На то, каким станет человек будущего, могут влиять и представители бизнеса. Чего же они ждут от молодых специалистов? По мнению гендиректора Российской венчурной компании Александра Повалко, современное образование, особенно школьное, ломает творческое мышление молодежи, “заставляет учеников следовать жестким регламентам, делая их пассивными исполнителями и получателями информации”. Это неприемлемо для предпринимателей и технологических инноваторов, востребованных экономикой. Первый вице-президент Сбербанка Юлия Чупина отметила, что будущее — за командной работой, поэтому людям нужно преодолевать индивидуализм, настраиваться на совместную деятельность и развивать навыки сотрудничества друг с другом. А директор направления Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков в числе вызовов современности назвал, к примеру, необходимость “научиться разучиваться”: “Многие практики и привычки общества не просто бесполезны, они токсичны для цифрового будущего. Как намеренно избавиться от таких компетенций?”
На первый взгляд кажется, что значительная часть идей, высказанных авторами книги, — лишь размышления о будущем, с которым у реальности пока не так много общего. Однако на самом деле все уже началось: в этом году в Сколково будет запущена программа, позволяющая обучить руководителей учебных заведений проектированию и запуску образовательных экосистем, о которых говорилось на форуме. Это позволит начать изменение традиционных моделей образования, и медлить нельзя, что подтверждает еще одно недавнее исследование “Россия-2025: от кадров — к талантам”, выполненное Boston Consulting Group при поддержке Сбербанка, WorldSkills Russia и Global Education Futures. О нем упомянул Павел Лукша, подчеркнув, что в ближайшие восемь лет в российской экономике возникнет 10-миллионный дефицит специалистов, способных работать с творческими задачами и справляться с вызовами будущего. “Мы уже оказались в ситуации, когда не деньги, не природные ресурсы, не территория, а именно люди с развитым мышлением и качественными навыками становятся самой высокой ценностью новой экономики, источником нашего богатства и процветания, его главным ограничением или возможностью. Наша судьба зависит от нас самих”, — заключил эксперт. 
Елена МОРГУНОВА

Нет комментариев