В указном порядке. Наука и образование станут нацпроектами.

В день своей очередной инаугурации Президент РФ Владимир Путин подписал Указ под названием “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”. 

Нового майского указа в академическом сообществе ждали: кто с надеждой, а кто и с содроганием. Слишком много проблем породили предыдущие, выпущенные в 2012 году. Из-за невыполнения одного из указов — о доведении к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП — причастным к науке чиновникам пришлось изрядно попотеть, чтобы обеспечить достижение показателей, заявленных в другом документе, — о повышении средних зарплат ученых до двукратных средних по региону. Выделявшихся целевых субсидий категорически не хватало. Недостающее изыскивали где могли, ну, и кто во что горазд “химичили” со ставками. 
В итоге зарплаты ученых действительно несколько подросли (в основном в Москве и Санкт-Петербурге), но при этом возник серьезный разрыв в оплате труда между научными сотрудниками из разных регионов и между учеными и вспомогательным персоналом НИИ, а также усиление формального контроля. 
Надо сказать, что науке еще повезло. В медицине чиновничья борьба за “цифру” привела к реальным сокращениям персонала и серьезному росту нагрузок на оставшихся работников. 
Что же нас ждет в новой шестилетке?
В указе говорится о 12 национальных проектах (программах), которые должны быть реализованы “в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития” страны. К приоритетам отнесены: демография, здравоохранение, образование, жилье, экология, безопасные и качественные дороги, производительность труда, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство, экспорт. Правительство РФ должно эти программы разработать или скорректировать (если они уже существуют) до 1 октября.
Присутствие в списке нацпроектов образования и науки не может не радовать. Задачи по развитию этих сфер ставятся масштабные. Правда, сформулированы они очень нечетко. Может быть, это и хорошо: удастся избежать ставших привычными подтасовок и “гонок за призом” в ущерб делу. Ну, и очень многое будет зависеть от толкования текста указа правительством и выбора способов достижения поставленных целей. 
В области науки, в частности, предполагается обеспечить “присутствие Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития”. Понятно, что решить такую амбициозную задачу можно только при серьезном росте финансирования научной сферы. Что в этом смысле обещает указ? Расплывчатое “опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом ВВП страны”. Во что это реально выльется, покажет время. 
Ученым также обещают “создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности”, в том числе сети уникальных научных установок класса “мегасайенс”, и “обновление не менее 50% приборной базы ведущих организаций”. Есть опасение, что такая формулировка может дать простор для лоббизма. Как будет определяться статус “ведущих организаций”? На какой основе между ними будет распределяться “передовая инфраструктура”? 
Вызывает много вопросов и положение о формировании “не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики”. Идет ли речь о доведении существующих центров до мирового уровня или о создании этих структур с нуля? Не начнется ли, как у нас заведено, силовое объединение во имя отчета? 
Пункт о создании “научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований” выглядит на этом фоне более определенно: названы, по крайней мере, приоритетные области. 
Еще две задачи — “обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей” и “формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов” — цифрами, слава богу, не отягощены и, значит, никому серьезных проблем, скорее всего, не создадут. А цели намечены действительно благородные и важные.
Если перед наукой поставлена задача войти в пятерку лучших, то для образовательной сферы планка опущена пониже: запланировано “вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования”. Здесь формулировки еще более обтекаемы, чем в разделе о науке: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, повышение мотивации к обучению, создание условий для раннего развития детей, выявление и поддержка юных талантов, создание условий для развития наставничества и поддержки общественных инициатив, создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, модернизация профессионального образования. 
Не забыты педагогические работники. Для них предполагается внедрить национальную систему профессионального роста, охватывающую не менее 50% учителей общеобразовательных организаций. Другая половина, видимо, будет повышать квалификацию в следующей шестилетке. 
Кроме вышеупомянутых двух цифровых показателей с образованием связан еще только один — увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в организациях высшего образования и науки. Лучших выпускников планируется трудоустраивать в Российской Федерации. Надо думать, речь идет в первую очередь о приезжих из стран бывшего СССР. 
Указ заканчивается многообещающе: правительству предписано ежегодно при формировании проекта федерального бюджета предусматривать средства на нацпроекты в приоритетном порядке и, кроме того, направлять на эти цели дополнительные средства, образующиеся в ходе исполнения бюджета.
В общем, пессимисты скажут, что указ — это набор общих фраз и красивых, но невыполнимых посулов. А оптимисты позовут на борьбу за то, чтобы наполнить нацпроекты полезной конкретикой. И, наверное, будут правы.
Надежда ВОЛЧКОВА
Фото с сайта Kremlin.ru

Нет комментариев