Спасение для дьявола

Противораковые лекарства, созданные для человека, могут спасти исчезающую популяцию тасманийского дьявола. Об этом пишет Tech Times.
Один из символов австралийской фауны, млекопитающее семейства хищных сумчатых, страдает от заразного злокачественного заболевания, которое называется лицевая опухоль тасманийского дьявола. На планете осталось всего около 15 000 особей тасманийского дьявола, и эти сумчатые, эндемичные для австралийского острова Тасмания, причислены к вымирающим видам. Причина сокращения их численности — та самая лицевая опухоль, рак, передающийся от животного к животному, когда они кусают друг друга в драках. Эта заразная форма, как выяснилось недавно, бывает двух типов. Результаты исследования, которое публикует журнал Cancer Cell, показали, что человеческие лекарственные препараты против рака могут спасти и пораженных лицевой опухолью особей сумчатых дьяволов. По сообщению издания Tech Times, группа ученых Ветеринарного университета в Кембридже (University of Veterinary Medicine at the Cambridge University) под руководством Элизабет Марчисон (Elizabeth Murchison) изучила генетические профили обоих типов рака, который распространен у тасманийских дьяволов. Эти типы оказались поразительно сходными друг с другом как по отдельным мутациям раковых клеток, так и по возможным лекарственным мишеням. Сравнивая рак, вызывающий лицевую опухоль дьявола, с человеческим раком, деформирующим мягкие ткани, авторы обнаружили, что человеческие противораковые препараты, подавляющие активность рецепторных тирозинкиназ — ферментов, способствующих разрастанию опухолей, — действенны и в случае тасманийского дьявола: они останавливали рост раковых клеток в лабораторных условиях.
Хотя заразные раки в природе встречаются очень редко, раки тасманийского дьявола — это последствия двух отдельных случаев. Рак первого типа впервые был зарегистрирован на северо-востоке Тасмании в 1996 году как поражение единственной особи, которая погибла, но успела передать раковые клетки другому представителю своего вида, в организме которого они метастазировали. Чужеродное происхождение метастаз подтвердил анализ ДНК из опухолевых клеток зараженного животного. Передача клеток рака тасманийского дьявола возможна потому, что они не распознаются иммунной системой заражаемого животного. Второй тип “дьявольского” рака выявили несколько лет назад на юго-востоке острова. Заболевания очень похожи, вызываемые ими опухоли неотличимы. Разница в том, что первый рак был связан с поломкой половых хромосом, некоторые куски которых прикрепились к самой большой 1-й хромосоме. При втором раке произошли утрата 6-й хромосомы и ее слияние 1-й хромосомой.