Во всем разнообразии

NASA запустило новый аппарат для поиска экзопланет. С подробностями — NASA News Release.
Запущенный 16 апреля космический корабль называется TESS (The Transiting Exoplanet Survey Satellite) — это спутник-телескоп, предназначенный для открытия экзопланет транзитным методом. Он позволяет выявлять новые планеты по периодическому падению светимости звезды, вызванному прохождением небесного тела между наблюдателем и звездой. Тот же метод был использован прославленным космическим телескопом “Кеплер” (Kepler Space Telescope), с помощью которого специалисты NASA открыли две трети из 3700 известных на сегодняшний день планет вне Солнечной системы. Открытия “Кеплера” были сделаны в основном вдалеке, в нескольких сотнях световых лет от Земли. Задача телескопа TESS состоит в обнаружении планет, достаточно близких для того, чтобы их можно было исследовать впоследствии другими аппаратами NASA, в частности, космическим телескопом “Джеймс Уэбб” (James Webb Space Telescope), который должен быть запущен в 2020 году. Особое внимание этой миссии будет уделено каменистым планетам в так называемой обитаемой зоне звезд. По сравнению с “Кеплером” TESS более совершенен — в частности, установленная на его борту аппаратура обеспечивает область обзора почти в 20 раз большую, чем у предшественника, и это 85% небосвода. TESS будет измерять светимость звезд в пределах 300 световых лет от Земли.
Новый спутник-телескоп запустили на наиболее стабильную высокую эллиптическую орбиту вокруг Земли: он дважды обогнет Землю за то время, пока Луна пройдет полный круг. Из этого положения аппарату будет легко обмениваться данными с наземными службами. В космосе TESS должен провести два года. Самая удаленная точка от Земли, которой достигнет этот телескоп, — 373 000 км, что позволит исследовать часть небосвода без поправок на взаимодействие нашей планеты с Луной. Информация, собранная аппаратом, будет отправляться на обработку из ближней точки, что в 108 000 км. Ожидается, что TESS обнаружит от трех до четырех тысяч планет, которые обращаются вокруг звезд-красных карликов, — это самые распространенные объекты звездного типа во Вселенной. Кроме землеподобных каменистых планет объектами его поиска будут газовые гиганты больше Юпитера, так называемые мини-Нептуны, а также экзотические “горячие Юпитеры”, в чьей атмосфере есть титан. Как отмечает издание Popular Mechanics, изучение экзопланет показало, что Солнечная система в некотором смысле аномальна: большинство планет, обращающихся вокруг других звезд, не похожи на планеты нашей системы. TESS поможет астрономам получить более широкое представление о разнообразии типов планет в пределах нашей галактики. Но биосигнатур — признаков существования жизни — он искать не будет.