Линия Сколково: КАМАЗ приехал!

“Сотрудничество в области космических технологий?! Да они что, собираются запустить ­“КАМАЗ” в космос? Вот диво-то будет!” — шептались в кулуарах коллеги-журналисты, с нетерпением ожидавшие начала церемонии подписания соглашения о создании на территории иннограда Сколково Центра научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ОАО “КАМАЗ”.
Ситуацию прояснил сам президент Фонда “Сколково” Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ:

— В рамках нашего соглашения предполагается сотрудничество корпорации “КАМАЗ” с тремя кластерами Сколково: “Информационные и компьютерные технологии”, “Технологии энергоэффективности”, а также “Космос и телекоммуникации”. Можно задать себе вопрос: почему последний выбран одним из направлений взаимодействия? Дело в том, что передовые системы телекоммуникации, локации, GPS-системы, которые устанавливаются на транспортные средства, — это те современные технологии, без которых сегодня эксплуатация автомобиля, особенно в сложных погодных условиях, практически невозможна.
“КАМАЗ” — первый автопроизводитель, открывающий центр исследований и разработок в “Сколково”, в его планах — разработать с нашей помощью новое поколение грузовых автомобилей с использованием прорывных инновационных технологий мирового уровня. А наша задача — создать наиболее благоприятную среду для реализации этих стратегических задумок. Нами уже намечен достаточно большой перечень направлений, в рамках которых мы будем активно взаимодействовать…
Об основных параметрах создаваемого центра рассказал журналистам генеральный директор ОАО “КАМАЗ” Сергей ­КОГОГИН. Суммарный бюджет проекта на период 2012-2016 годов составит 1,3 млрд рублей. Предполагается, что к 2015 году в Центре научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ОАО “КАМАЗ” в “Сколково” будут работать 50 человек:
— Сегодняшнее соглашение выстраданное: была проведена достаточно серьезная работа по его подготовке. Для нашей корпорации этот документ крайне важен. Наверное, мы сейчас остаемся единственной компанией в оте­чественном автопроме, которая сохранила собственные возможности проектирования “от А до Я”. Несмотря на всемирный экономический кризис, “КАМАЗ” ни разу не сократил свой бюджет на НИОКР, а в 2011-2012 годах он даже вырос с одного миллиарда рублей до трех. Кроме того, в последние годы мы получили ряд серьезных грантов от Минобрнауки, которые связаны с разработкой темы “Виртуальный автомобиль”, и полностью выполнили работы по ним. В нашей деятельности мы используем различные механизмы сотрудничества с вузами, постоянно ищем новые пути повышения эффективности НИОКР…
Конечно, все научно-технические кадры ОАО “КАМАЗ” вряд ли удастся перевести в “Сколково” — та исследовательская база, которая у нас сегодня есть, слишком громоздка и дорогостояща в своем перемещении. Недавно мы приобрели серьезный пакет программ, который позволил сократить проектный цикл до одного года: теперь за 12 месяцев мы можем скомпоновать принципиально новый автомобиль и изготовить его прототип, в то время как раньше на это уходило восемь лет. Поэтому именно предпроектная, расчетная часть, требующая привлечения большого числа опытных программистов, нас сегодня интересует больше всего. Она-то и будет размещена в Москве, где подобные кадры собрать проще всего, особенно с учетом тех льгот, которые дает Фонд “Сколково”.
Стоит отметить, что у нас уже был схожий опыт: первое “выносное” подразделение (основные производственные мощности завода, а также центральный офис ОАО ­“КАМАЗ” расположены в Набережных Челнах. — Прим. ред.) было создано несколько лет назад в Санкт-Петербурге, где мы использовали потенциал местных вузов, в частности Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. И вот сегодня мы намерены прийти на территорию “Сколково” в Москве.
Развитие российской грузовой автомобильной отрасли сейчас сильно зависит от внедрения в производство высоких технологий. Я очень рад заявить о том, что теперь у нашей компании появится исследовательский центр в одном из самых перспективных и динамично развивающихся научно-технических комплексов России — иннограде Сколково. До 2015 года здесь, в первую очередь, будут реализовываться энергоэффективные технологии: предполагается создание последовательного гибрида с применением мотор-колес, параллельно-последовательного гибрида с применением мотор-колес и мотор-редуктора, применение топливных элементов, газовых и газодизельных двигателей, технологии сжиженного метана, литиевых аккумуляторных батарей, композитных материалов и нанопокрытий. Кроме того, здесь будут разрабатываться прототипы грузовой автомобильной и автобусной техники, использующей альтернативные виды топлива, применяться ИТ в области интеллектуального управления данной техникой. Также планируется усовершенствовать новейшие разработки в области спутниковой и других видов связи для создания единого информационного пространства, позволяющего водителю поддерживать непрерывную связь со всеми участниками дорожного движения, сотрудниками дорожной инспекции, базой, заказчиком груза и т.д.
Как отметил Виктор ­Вексельберг, сотрудничество Фонда “Сколково” и ОАО “КАМАЗ” — один из конкретных примеров, подтверждающих важность максимально эффективного использования тех многочисленных наработок, которые сегодня есть и в академической, и в университетской науке, для того чтобы они как можно быстрее нашли свое воплощение в конкретных изделиях:
— Хочется верить, что у нового центра завяжутся тесные отношения и с крупными корпорациями — ключевыми партнерами Фонда “Сколково”, и с создаваемым сейчас Сколковским институтом науки и технологий. Сегодняшний день для нас — только начало пути. Надеемся, что решения, которые будут найдены в ходе этого сотрудничества, получат свое практическое применение в новых моделях автомобилей “КамАЗ”.

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF.

АННА ШАТАЛОВА
Фото автора

Нет комментариев