Роятся дыры

В центре нашей галактики может скрываться рой маленьких черных дыр. Об этом сообщает Sciencemag.org.
В центре Млечного пути могут находиться сотни давно предсказываемых черных дыр, на которые сейчас указали данные рентгеновской космической обсерватории Чандра (Chandra X-ray Observatory). Во многих галактиках, включая нашу, имеется центральная сверхмассивная черная дыра, которая медленно увеличивается, затягивая в себя меньшие объекты, такие как звезды и целые звездные системы. Теоретики-космологи предполагали, что в галактическом центре может быть также множество малых черных дыр, обращающихся вокруг главной сверхмассивной на близком расстоянии, но до сих пор этому не было никаких подтверждений. Астрофизики из Колумбийского университета (Columbia University) под руководством Чарльза Хейли (Charles Hailey) проанализировали данные последних 12 лет работы обсерватории Чандра, приборы которой улавливают высокоэнергичное излучение, исходящее от чрезвычайно горячего вещества, которое окружает взрывающиеся звезды и ближайшие окрестности черной дыры. В области, которая называется “Стрелец А со звездочкой” (Sagittarius A*) и представляет собой компактный источник излучения радиодиапазона в пределах 12 световых лет от сверхмассивной дыры, ученые увидели сотни источников рентгеновского излучения. Сравнив это излучение вблизи “Стрельца А со звездочкой” с рентгеновским излучением из более удаленных участков, они обнаружили существенную разницу. Так, на расстоянии трех с небольшим световых лет от ядра галактики в этом излучении явно преобладали длины волн, свойственные самым высоким значениям энергии. Общепринятая модель эволюции галактик предполагала, что вблизи “Стрельца А со звездочкой” может быть только один источник такого излучения, но группа Хейли насчитала их 12, о чем сообщает журнал Nature.
Как отмечает Sciencemag.org, по меньшей мере, шесть из этих рентгеновских источников, а возможно, и все 12 представляют собой рентгеновские двойные звезды. Как правило,  одна из звезд в такой паре обычная, а вторая — это либо нейтронная звезда, либо черная дыра. Для рентгеновских двойных звезд с нейтронной звездой характерно усиление или последующее падение уровня излучения с периодом от пяти до 10 лет. Но поскольку излучение от выявленных Хейли с соавторами источников на протяжении 12 лет оставалось неизменным, ученые предположили, что эти двойные системы содержат небольшие черные дыры. В нашей галактике рентгеновские двойные звезды не очень распространены, но с каждой новой обнаруженной системой этого типа астрономы также регистрируют новые черные дыры, у которых нет компаньонов. Такие изолированные черные дыры недостаточно велики, чтобы их влияние можно было разглядеть в галактическом центре, но рентгеновские двойные звезды служат показателем их присутствия, причем в большом количестве.