В силу характера. Научный труд как отражение убеждений.

Российские издательства выпустили в свет двухтомник трудов академика Национальной академии наук Азербайджана Рамиза Мехтиева. Первая книга носит название “О пользе познания истории в формировании национальной идеи”, а вторая —  “Национальная идея Азербайджана в эпоху глобальных трансформаций”. Вдумчивому читателю эта работа даст серьезную пищу для размышлений уже потому, что Рамиз Мехтиев —  непосредственный участник событий, происходящих в нашей стране последние шестьдесят с лишним лет. 
Только администрацию президента он возглавляет уже 23 года, а до того был секретарем обкома комсомола Азербайджана, преподавателем высшей школы, секретарем райкома партии, заведующим отделами науки и организационно-партийной работы, секретарем ЦК КП Азербайджана. Как понимаете, такой путь не мог всегда вести только в гору. Был период, когда не только в Азербайджане, не только в СССР и странах социалистического лагеря, но и вообще в мире возникла необходимость переосмысления событий ХХ столетия. Тогда перед Рамизом Мехтиевым, как и перед большинством тех, кто отвечал за настоящее и будущее развитие страны, встал выбор. Маячившая на горизонте эйфория суверенитета, казалось, исключала саму возможность продолжения связей, еще вчера считавшихся незыблемыми: экономических, научных, культурных. Тогда на волне пробуждения национального самосознания казалось так просто пересмотреть убеждения и удержаться на гребне волны политической либо, оставшись верным выбранному ранее мировоззрению, уйти с политической арены. Рамиз Мехтиев решил, что свой выбор он сделал давно, в аспирантуре факультета философии МГУ имени М.В.Ломоносова. В далеком 1968 году он звучал в теме его кандидатской диссертации, раскрывавшей губительную взаимосвязь национализма и оппортунизма, и стал лейтмотивом жизненной позиции ученого. Именно отказ от соглашательства и сотрудничества послужил причиной его ухода из власти: тогда — секретаря ЦК, а затем — возврата в руководство уже независимого Азербайджана. 
Вынужденная отставка опытнейшего государственного деятеля пришлась на самый сложный период новейшей истории Азербайджана, когда начались губительные миграционные процессы, чехарда правителей, произошла потеря территории. Однако в это время Рамиз Мехтиев, физически отвлекшись от политики, ушел с головой в науку. Возглавив отдел Института общественно-политических исследований и информации Академии наук Азербайджана, он через несколько лет защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук, затем был избран в академики НАНА и президентом Ассоциации азербайджанской философии и социально-политической науки. 
 Именно в те годы, я уверен, Рамиз Мехтиев сумел осознать происходящее в нашей жизни и без предъявления претензий кому-либо, в том числе жерновам эпохи, перемалывающим судьбы тысяч людей, согласился опять взять на себя груз ответственности за текущий день республики. Он принял предложение Гейдара Алиева возглавить администрацию президента. Активная жизненная позиция Рамиза Мехтиева раздвинула влияние этого ключевого государственного поста далеко за пределы страны. Р.Мехтиев вносит весомый вклад в обеспечение национальной и международной безопасности на пространстве СНГ в рамках Совета экспертов по безопасности стран Содружества. В его компетенции — решение вопросов, связанных с противодействием распространению религиозных течений радикального толка, совершенствованием работы Антитеррористического центра государств-участников СНГ, борьба с угрозами, исходящим от международных террористических организаций, создание механизма совместных действий по обеспечению информационной безопасности и многое другое. Помимо прочего, опираясь на свой огромный опыт, ему удается в самой республике преодолевать сложные моменты межэтнических и межрелигиозных отношений, что позволяет Азербайджану оставаться островком стабильности в наше неспокойное время. 
Наблюдая поведение этого человека еще в бытность секретарем партийной организации, подвластной ему, секретарю райкома, замечу еще, что важнейшая черта его характера — сдержанность. Внешне неизменно спокойный Рамиз Мехтиев даже в самые трудные дни силой воли не дает эмоциям выплеснуться наружу. Часто именно это позволяет ему найти единственно правильное решение в горячей  запутанной ситуации. А таких даже за последние два десятилетия в стране хватало, когда не только судьбы людей — сам корабль государства был перевернут и мало кто понимал, где берег и как до него доплыть. Мне кажется, эта черта — от ученого-философа, не допускающего и мысли об измене своим убеждениям. 
P.S. Сегодня Азербайджан, как и Россия, вступает в новый, поствыборный, период развития. Период, настоятельно требующий ради обеспечения жизненно важных интересов страны, феномена прочного сплава политических инноваций с авторитетом и опытом государственного строительства. Поэтому наряду с пожеланиями успехов патриарху отечественной науки Рамизу Мехтиеву предпочту размышления о нем закончить пожеланием  словами Владимира Путина, сказанными им в интервью американскому кинорежиссеру Оливеру Стоуну: “Я не устал. Можно еще поработать”. 
Зульфугар Фарзалиев 
Фото предоставлено НАНА

Нет комментариев