На машине времени. Школьников и их учителей перенесли в будущее.

Как вызвать у школьников интерес к учебе? Как помочь педагогам это сделать? На такие вопросы пытались ответить участники VII Всероссийской конференции учащихся и студенческой молодежи “Научный потенциал — ХХI”, состоявшейся в подмосковном Бекасове. Мероприятие было организовано Общероссийской детской общественной организацией “Малая академия наук “Интеллект будущего” совместно с Центром развития образования, науки и культуры “Обнинский полис” при участии Российской академии образования в рамках Федеральной целевой программы “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России”.
Около 300 учащихся и преподавателей приехали из разных уголков России, чтобы поработать каждый в своей области. Конференция была организована так, что сразу несколько мероприятий проходило одновременно. Выбирая что-то одно, остальным приходилось жертвовать. Немного подумав, многие (и я в том числе) отправились на лекцию о структурном органическом синтезе научного руководителя Института физиологически активных веществ РАН академика Николая Зефирова. Слушая, пытался понять, почему она такая интересная. Чем подача материала, сделанная ведущим ученым, отличается от школьного урока химии?
Пришло в голову такое сравнение. Обычный учитель, излагающий материал по учебнику, подобен гиду, показывающему вам незнакомый город. Он говорит: “Поверните голову налево, и вы увидите такое-то здание, повернитесь направо — там сад”, и т.д. При этом экскурсия может быть интересной и познавательной. А теперь представьте, что у гида в распоряжении воздушный шар, реактивный самолет, машина времени и прочие технические средства. Прямо из центра города вы взлетаете вверх и обозреваете его вплоть до окраин. Затем переноситесь в прошлое, когда города еще не было, а потом наблюдаете, как он разрастался. Вот древний подземный ход, связывающий удаленные районы, о его существовании давно позабыли все, кроме вашего гида, и он быстро переносит вас из одной части города в другую.
Примерно такая лекция и была об органической химии. Ее слушатели узнали, как зародилась эта наука и как она стремительно выросла. Поняли, что ее плоды окружают нас буквально повсюду, получили представление о современных проблемах и увидели множество логических нитей, их пронизывающих.
И, конечно, приятно было услышать об успехах в органическом синтезе, сделанных российскими учеными буквально только что. Как бы между делом Николай Серафимович рассказал, что у них в институте недавно был создан новый оригинальный препарат для лечения болезни Альцгеймера. Объяснив “на пальцах”, как он работает, академик добавил, что патент на препарат был продан американской компании, которая довела его до готового фармацевтического препарата и перепродала другой компании за миллиард долларов. Послушав это, осознаешь, что знание — сила не только физическая, но и экономическая.
Не случайно, профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Ольга Панченко, уже на другом мероприятии, говорила о важности получать уже в средней школе научные знания, что называется, из первых рук. Для этого нужно привлекать известных ученых к чтению общеобразовательных лекций по своей специальности и выкладывать записи их выступлений в свободный интернетовский доступ.
Профессор Российской академии образования доктор педагогических наук Лариса Суходольская-Кулешова, выступая на семинаре перед учителями, делала упор на том, что главное в учебе — заинтересовать школьников, в противном случае КПД обучения будет близок к нулю. Почти все были согласны с этим. Но как добиться этого на практике? Как открыть у мальчиков и девочек тягу к знаниям?
Здесь есть разные способы. С одним из них познакомила педагогов заместитель директора Центра развития образования, науки и культуры “Обнинский полис” Елена Федоровская, проведя своеобразный мастер-класс по игровому обучению “Звездные ворота”. Это мероприятие проходило уже на другой день в просторном зале “Мистерия”.
Со стороны все выглядело несколько странно. Около сотни школьников более трех часов решали задачи, обсуждали между собой вопросы, искали ответы, что-то рисовали, делая все это с большим интересом. И дело было не только в том, что на конференцию приехали наиболее одаренные учащиеся школ, но и в самой организации учебного процесса. Дети не просто решали задачи, они готовились к космическому путешествию на другую планету, где все их решения будут использоваться.
Мысленно представил себя учителем и подумал, как бы я смог применить идею Елены Олеговны в своем классе. Какие у нас завтра уроки? Геометрия, русский, физкультура, история, ботаника? В таком случае организуем экспедицию в Древнюю Грецию (или что там по программе), по дороге изучаем флору Средиземноморья, затем перенимаем у греков достижения в области геометрии, а в благодарность учим их правилам русского языка. Да, ну и во время экспедиции нам придется бегать, прыгать, лазать по канатам и т.д. Так что физкультура также пригодится. При этом детей можно разделить на небольшие группы — пусть учатся работать в коллективе, а между группами устроить соревнование. В результате вместо пяти скучных уроков получим познавательную и увлекательную игру.
Если бы эту фантазию признали инновационной идеей, я мог бы, наверное, стать участником конкурса научно-исследовательских работ, результаты которого подводили на конференции.
— Даниил, — представился один из победителей, — живу в Пензе, учусь в десятом классе.
Проект юного изобретателя “Экологический самоходный аппарат для очистки водоемов от мусора” занял первое место в одной из номинаций.
— Это теоретическая разработка?
— Нет. Я представил готовый рабочий макет. Хотите взглянуть?
Свой аппарат Даниил соорудил во время прохождения производственной практики на межшкольном учебном комбинате. Двигаясь по воде, устройство лопастями собирает мусор с ее поверхности. Десятиклассник надеется, что созданные по его проекту механизмы в первую очередь найдут применение в родном городе, многие водоемы которого нуждаются в очистке.
Разглядывая оригинальный макет, подумал: если за экологию взялись школьники, может быть, у нее все же есть перспективы?

 

 

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Спецвыпуск подготовили Светлана БЕЛЯЕВА,
Наталия БУЛГАКОВА, Василий ЯНЧИЛИН

Нет комментариев