Траектории сближения. Академия и министерство учатся сотрудничать.

Российская академия наук выстраивает конструктивные отношения с Министерством образования и науки: встречи представителей руководства двух крупных структур проходят чуть ли не еженедельно. С этого начал свое выступление на недавней итоговой коллегии Минобрнауки президент РАН Александр Сергеев. По его словам, сейчас ситуация кардинально отличается от той, что сложилась в 2012-2016 годы, когда взаимодействие РАН и МОН “напоминало,  скорее, что-то из холодной войны, чем конструктивное сотрудничество”. Косвенным подтверждением сказанному можно считать, наверное, и сам факт развернутого выступления главы РАН на крупном ежегодном отчетном мероприятии министерства: когда такое было в последний раз, даже и не припомнить. 
Президент РАН рассказал о совместной с министерством деятельности и общих планах. 
— Прежде всего, это наша работа по реализации Стратегии научно-технологического развития страны. Министерством утверждены  программа действий и дорожная карта. А академии президентом страны поручена координация работ по реализации Стратегии, цель которой фактически заключается в том, чтобы сделать науку производительной силой нашей экономики. Это очень тяжелая задача. Мы пытались ее решать и в рамках прежней Стратегии научно-инновационного развития страны, разработанной, напомню, в 2005-2006 годах. Стратегия очень интересная, но так получилось, что она не была реализована и о ней достаточно быстро все забыли. В нынешней Стратегии больше опоры на здравый смысл, на реалии. Но чтобы двигаться в направлении ее реализации, нам нужно консолидировать усилия. 
Глава РАН напомнил, что в документе обозначены семь приоритетных направлений — по числу больших вызовов, стоящих перед страной. По каждому из семи направлений созданы советы, координация работы которых и поручена РАН. Необходимо отобрать и запустить новые научные проекты, разработать программы по наиболее важным направлениям. В качестве примера А.Сергеев привел прошедшее накануне заседание Президиума РАН по вопросам робототехники и медицины. Если говорить о применении робототехники в медицине, цифры, по его словам, шокирующие: по сравнению с США и Европой отставание примерно в сто раз. “Это фундаментальная наука, причем не только медицинская: тут информатика, механика, очень много всего. Нужны клинические испытания. Сюда должен прийти бизнес, а для этого ему надо увидеть весь потенциал этого направления. Как выстроить всю цепочку, чтобы процесс пошел? Мы вместе ставим задачи. Совет по персонализированной медицине, по-видимому, должен этот вопрос рассмотреть и принять решения. Мы вместе с Минобрнауки обсуждаем, как правильно организовать деятельность таких советов”, — сказал президент РАН.
Еще одно направление сотрудничества с министерством он видит в деятельности, связанной с повышением престижа научной профессии: “Это одна из самых больших проблем в стране, и мы много должны сделать для того, чтобы такая образовательная траектория была четко прописана, начиная со школы, и дети, ориентированные на науку, видели бы этот путь”.
Президент РАН считает, что члены академии должны в обязательном порядке заниматься просветительской работой, прежде всего со школьниками. Например, выступать перед ними с лекциями. Он предложил Минобрнауки сформулировать совместные предложения, чтобы организовать эту деятельность наиболее конструктивно и эффективно. “Для того, чтобы еще больше ребят захотели заниматься наукой, очень важна прямая передача информации из первых уст, от самых квалифицированных людей”, — подчеркнул А.Сергеев.
Он остро поставил вопрос об аспирантуре: “Время назрело. И даже перезрело! Надо возвращаться к прежней модели аспирантуры”. По его словам, нынешняя модель никак не способствует тому, чтобы как можно быстрее и лучше подготовить молодежь к научной деятельности: “В третьей версии закона о науке, над которым мы вместе с министерством работаем, обязательно надо предусмотреть научную аспирантуру. Кроме того, пора более критично взглянуть на предыдущий закон об образовании, потому что, по мнению всего научного сообщества, постановка вопроса об аспирантуре как одной из ступеней высшего образования неправильная. Я думаю, мы близки с министерством в оценке ситуации и сходимся в том, что этот вопрос нужно решать”. 
Затронул А.Сергеев и тему выполнения майских указов Президента РФ, которой немалое время уделила в своем докладе и министр образования и науки Ольга Васильева. “Мы тоже столкнулись с тем, что практика выполнения этих указов привела не совсем к тем результатам, которые ожидались, и даже, может, не совсем к тем, которые нужны нашему президенту. Есть много различных шероховатостей, которых заведомо можно было избежать”, — отметил глава академии. Так, например, в системе РАН выполнение майского указа привело к явной непропорциональности оплаты одного и того же труда в Москве и Новосибирске. Кроме того, президент РАН заступился за учителей, зарплата которых, согласно майскому указу, должна соответствовать средней по региону, как и зарплата среднего медицинского персонала, хотя по роду деятельности учителя все же ближе к ученым и работникам высшего образования, для которых ориентир на 2018 год — 200% средней зарплаты по региону. 
“Заведомо будут новые майские указы — назовем их так — и надо на всех трибунах говорить о необходимости нормальных корректировок, — заявил А.Сергеев. — В целом, конечно, здорово, что указы есть, что они в основном выполняются. Тем не менее нужны акценты, необходимо правильно и четко выражать нашу точку зрения”.
В заключение президент РАН пожелал больших успехов Минобрнауки, добавив: “Думаю, перейдя на траекторию сотрудничества, мы далеко по ней продвинемся во благо российской науки и образования”.
Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев