Мобилизованы и призваны. Минздрав рассчитывает на ученых.

В ответ на предложение Президента РФ, высказанное в недавнем Послании Федеральному Собранию, “реализовать специальную общенациональную программу по борьбе с онкологическими заболеваниями” РАН оперативно организовала уникальную научную конференцию, в которой приняли участие министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, президент РАН Александр Сергеев, ведущие онкологи страны, представители академической и медицинской общественности. В Послании президента также обозначены основные шаги: “активно привлечь к решению этой задачи науку, отечественную фарминдустрию, провести модернизацию онкоцентров, выстроить современную комплексную систему — от ранней диагностики до своевременного эффективного лечения — которая позволит защитить человека”.
Встреча, по выражению А.Сергеева, задумана “не протокольной”, ее цель — “начать формировать видение того, как в ближайшее время откликнуться на инициативу президента страны”. Глава РАН напомнил, что борьба с онкологическими заболеваниями напрямую связана с еще одним ориентиром, обозначенным президентом в том же Послании: “К концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран “80 плюс”, где продолжительность жизни превышает 80 лет”. А опыт этих стран показывает, что к такому возрасту “основным убийцей становится онкология”. 
По словам А.Сергеева, эта отрасль медицины всегда была высокотехнологичной, но в последнее время в хирургии, химиотерапии, радиологии происходят особенно существенные изменения: распространяются новые методы диагностики и лечения, связанные с развитием роботизированной хирургии, использованием современных ускорителей, новых радиофармпрепаратов, с прогрессом биомедицины и т.д. “Сегодня все это выходит на такую крутую траекторию развития, что мы должны понять, как нам уцепиться: локомотивы несутся с очень большой скоростью, — привел сравнение Президент РАН. — Мы будем признательны за проведение серии подобных встреч, они нужны для координации усилий и понимания того, как академические институты и вузы могут участвовать в продвижении этого направления”.
— Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию обозначил значимость общенациональной программы по борьбе с онкологическими заболеваниями. Такое решение было принято в течение последнего года в результате многократных обсуждений, — отметила В.Скворцова. Она пояснила, что после проведенной несколько лет назад инвентаризации медицинской отрасли оказалось, что из всех направлений, по которым ВОЗ ранжирует системы здравоохранения стран, судит об их зрелости и эффективности, у России самое большое отставание именно по показателям, связанным с онкологией, причем в самых разных аспектах, начиная с организационных. Фактически не существовало системы ранней выявляемости онкологических заболеваний, не была развита профилактика неинфекционных болезней (онкологических в том числе). Отставала страна и по развитию конкретных медицинских и фундаментальных медико-биологических направлений.
Первым делом была разработана комплексная программа организационных мер. И ее результаты не замедлили появиться. “За последние годы у нас существенно снизилось потребление алкоголя и табака, изменились подходы к питанию населения — все это важные факторы, влияющие на здоровье, — рассказала министр. — С 2013 года был введен бесплатный онкоскрининг для взрослых — раз в три года — а с 1 января этого года для определенных возрастных групп мужчин и женщин он будет проводиться раз в два года. 
В результате этих мер ранняя выявляемость онкозаболеваний за четыре года выросла почти на 15% и, по данным 2017 года,  составила в среднем по всем локализациям рака 56% (правда, разброс значений велик: для конкретного вида опухоли цифра может быть и 80%, и 36%). Это позволило достаточно резко — до 22% — снизить такой показатель, как одногодичная летальность, и до 54% увеличить пятилетнюю выживаемость (это главный международный критерий, который характеризует эффективность системы здравоохранения и приравнивается фактически к выздоровлению). При этом лучшие показатели ранней выявляемости и пятилетней  выживаемости в ведущих европейских странах и многих американских штатах с мощными университетскими центрами находятся примерно на одном уровне — 70%. 
— Это и есть те целевые показатели, которых нам надо в обозримом будущем достичь, — подчеркнула В.Скворцова. — Не 56% и 54%, как сейчас, а 70% и 70%, одногодичная летальность не 22%, а 12%. Собственно, именно наглядность сравнения этих цифр и привела к тому, что программа по борьбе с онкологическими заболеваниями была признана приоритетной на национальном уровне. 
Что надо делать для того, чтобы достичь этих показателей? В.Скворцова рассказала о различных аспектах будущей общенациональной программы.
По словам министра, ситуация с онкологическими службами по регионам сегодня очень неоднозначна: большой разрыв в организации работы, в образовании и уровне квалификации медицинских работников. Чтобы исправить ситуацию, медики перейдут к единому коду онкологического заболевания для каждого больного независимо от его места жительства. Этот код, кроме всего прочего, будет включать и основные генетические маркеры, позволяющие даже в начальной стадии болезни совершенно по-разному вести пациента, ориентируясь на международные протоколы лечения. Например, для лечения рака молочной железы при одной и той же локализации опухоли и одной и той же стадии ее развития  существуют пять международных протоколов — в зависимости от особенностей генетики. 
В разных регионах были открыты национальные медицинские исследовательские центры, во главе которых стоят ведущие онкологи, члены РАН. С этого года по госзаданию они выполняют функции головных организаций в масштабе страны. Созданы также телемедицинские центры по гистологии и иммунной гистохимии, по томографии,  радиодиагностике. “Мы работаем над тем, чтобы жители всей страны имели сетевую возможность получить высшее экспертное мнение, — объяснила В.Скворцова. — Это базис! Никакие инновационные изыски не сработают, если не будет выстроена организационная система оказания помощи”. 
Что же касается научно-инновационной составляющей программы, онкологию планируется развивать по двум направлениям. Первое — ядерная медицина. И тут без РАН никак не обойтись. Министр пригласила академиков к сотрудничеству.
— За последние пять лет мы организовали 50 — дополнительно к существующим двум — позитронно-эмиссионных центров по стране, — рассказала она. — Существенно развили базу линейных ускорителей. Открыли первый протонный центр в Обнинске, второй, частный, создан в Санкт-Петербурге. В декабре мы откроем мощный центр в Димитровграде (Ульяновская область) — там будут четыре помещения с протонными пушками, причем две из них — с очень высокой степенью наведения: спасибо Дубне! Благодаря контактам с учеными РАН мы сумели за последние два года модифицировать европейскую модель протонной пушки и сузить сечение пучка протона до половины миллиметра, что особенно важно для лечения пациентов с точечными новообразованиями в глубинных структурах мозга. В Димитровграде появится настоящий медицинский город 40 га площадью, где будут представлены все виды современной терапии. Кстати, надеюсь, что совещание под руководством Президента РФ, на котором будет утверждаться наша программа, пройдет как раз на открытии этого центра. 
В планах Минздрава также создание центров инновационных разработок для онкологии: “Это будет совместная работа с  лучшими в стране институтами ядерной физики. Сейчас обсуждается создание такого центра в Нижегородской области, чтобы он мог использовать потенциал Федерального ядерного центра в Сарове и трех институтов экспериментальной физики Нижнего Новгорода”, — сообщила министр.
Второе направление развития онкологии связано с переходом от традиционной химиотерапии к персонифицированной таргетной иммунотерапии, лечению с использованием клеточных технологий. Фактически речь идет о формировании новой молекулярной терапии онкологических заболеваний. Одна из приоритетных задач — научиться диагностировать болезнь за несколько лет до проявления ее симптомов. Для этого нужны методики, связанные с фрагментами ДНК, с микроРНК, используемые в лучших клиниках Европы и США. “Мы посмотрели, где у нас в стране кроме известных нам центров Минздрава занимаются этими методиками, — сказала В.Скворцова. — Нас очень интересуют работы Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, Красноярского научного центра (ФИЦ), Института биоорганической химии имени академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова, Института биомедицинской химии имени В.Н.Ореховича. В этих научных организациях достигнуты результаты разной степени продвинутости и разных масштабов, но главное, что в стране есть люди, владеющие этими методами, и при постановке приоритетной задачи они могут вместе из разных точек нашей страны ускоренно разрабатывать важные для страны направления”. 
Большие надежды и на биоинформационные исследования: необходимо изучать не только особенности генотипа человека, но и химерные гены, анализировать эпигенетические изменения при предраковых заболеваниях и т.д. Такой информационный скрининг дает возможность составить для каждого пациента свой иммунотерапевтический “коктейль”. И ученые в России в этом направлении также уже работают. Например, вдохновляющий результат был получен при лечении глиобластомы. “Такие вещи должны нас всех очень подбодрить! Ведь речь не о каком-то запредельном космосе — мы говорим о том хорошем, что есть уже сегодня”, — сказала Вероника Игоревна. 
Иван Стилиди, член-корреспондент РАН, и.о. директора НМИЦ онкологии им. Н.Н.Блохина, излагая свое видение путей реализации национальной противораковой стратегии, отметил, что, по статистике,  заболеваемость в России ниже, чем в США и Канаде, но смертность выше. Создание и реализация национальной программы, считает академик, предусматривает привлечение не только онкологов-экспертов, но и представителей фундаментальной медицины, врачей смежных специальностей, IT-специалистов, экономистов, юристов, экологов, даже специалистов в области пиара. Иными словами, нужен объединенный координационный совет, во главе которого должен стоять главный онколог РФ. 
На конференции также выступили академик Андрей Каприн, гендиректор “НМИЦ радиологии”, академик Александр Румянцев, гендиректор НМИЦ ДГОИ им. Д.Рогачева, рассказавший о достижениях и проблемах детской онкологии. Темой сообщения директора Томского НИМЦ академика Евгения Чойзонова стали инновационные радиофармпрепараты для диагностики и лечения злокачественных новообразований. А член-корреспондент РАН, руководитель отдела биологии опухолевого роста и лаборатории молекулярной онкологии НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова говорил о научных перспективах ранней диагностики. 
В заключение Вероника Скворцова сообщила, что при Минздраве создается межведомственная рабочая группа по формированию общенациональной программы по борьбе с онкологическими заболеваниями, куда войдут представители министерств, ведомств, РАН, Росатома и других госкорпораций. Министр обратилась к Президенту академии с просьбой составить список ученых РАН, которые хотели бы присоединиться к этой рабочей группе. “Программа требует детальнейшей проработки, и мы приглашаем всех к общению на эту тему”, — сказала глава Минздрава. 
А.Сергеев поблагодарил вице-президента РАН Владимира Чехонина “за организацию очень интересного совещания”, коллег, которые выступили, и Веронику Игоревну — “за прекрасный доклад и  огромную работу, которую она провела, чтобы в важнейшем Послании президента прозвучала тема онкологии, что открывает огромное поле для совместной деятельности”. 
Участники конференции поддержали идею обратиться к Президиуму РАН с предложением организовать его специальное заседание, посвященное роли фундаментальных наук в борьбе с онкологическими  заболеваниями. 
Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта https://scientificrussia.ru
 

Нет комментариев