Свод как основа. Новый перечень необходимых знаний и умений в области суперкомпьютерных технологий будут совершенствовать всем миром.

Продолжается третий год реализации проекта Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России “Создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения” (“Суперкомпьютерное образование” — СКО). Большая часть показателей и индикаторов, запланированных в рамках проекта, уже успешно выполнены (“Поиск” №50, 2011). Теперь главное в повестке дня исполнителей работ — подтвердить на практике, что созданная основа для развития системы подготовки высококвалифицированных специалистов в области суперкомпьютерных технологий и базовые элементы инфраструктуры отечественного суперкомпьютерного образования дееспособны. Подробнее о планах участников проекта “Суперкомпьютерное образование” в 2012 году рассказывает член-корреспондент РАН Владимир ВОЕВОДИН.

— Действительно, большая часть мероприятий, требующих значительного финансирования, была реализована еще в 2011 году. Задел сделан хороший, теперь основная задача — убедиться, что сформированная система СКО работает. Для этого, по согласованию со всеми исполнителями проекта, была сформирована новая таблица индикаторов на 2012 год: все показатели идут с превышением базовых требований по проекту. Новые индикаторы достаточно серьезные. Так, например, число подготовленных специалистов в области СКТ за этот год должно составить 120 человек, а количество подготовленных специалистов начального уровня по суперкомпьютерным технологиям — 1450 человек. Эта работа будет идти одновременно во всех созданных в рамках проекта СКО восьми научно-образовательных центрах. Она требует коллективного подхода, иначе о развитии отечественной системы СКО не может быть и речи. При выполнении этих работ планируем соблюдать тот же подход, что хорошо зарекомендовал себя в прошлом году: каждый НОЦ устанавливает персональные контакты с вузами своего региона и ведет подготовку специалистов распределенно.
Кстати, критерии, по которым можно будет судить, насколько хорошо подготовлены эти самые специалисты, еще предстоит выработать. Они требуют всестороннего обсуждения, и это уже прерогатива участников Суперкомпьютерного консорциума университетов России. Кроме того, помочь в этом должен и разрабатываемый в рамках проекта СКО Сводный перечень (Свод) необходимых знаний и умений (профессиональных компетенций) в области СКТ. Познакомиться с документом можно на сайте hpc-education.ru. Напомню, на основании существующей редакции Свода уже сформированы предложения по расширению Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлениям “Фундаментальная информатика и информационные технологии”, “Прикладная математика и информатика” и “Математика” для углубленного изучения СКТ. Сформулированы и предложения по формированию учебных планов и программ переподготовки и повышения квалификации в области СКТ. Свод — предмет коллективного творчества, живой организм: появляются новые технологии, развиваются существующие — все должно находить отражение в нем, поскольку это и есть отражение предметной области “Суперкомпьютерные технологии и параллельные вычисления”. Именно на основе Свода возможно выстраивать систему оценки качества подготовки — сертификацию СКТ-специалистов. На сегодня в России нет стандартов, задающих качество обучения в области СКТ. Их только еще предстоит установить всем нам: научно-образовательному сообществу, Суперкомпьютерному консорциуму университетов России, активу президентского проекта СКО. В Своде должно быть прописано, что, например, следует считать минимумом для достойного специалиста начального уровня в области СКТ. Именно это впоследствии и составит предмет сертификации. Следует четко обозначить, чему учить и как организовать учебный процесс для каждой конкретной целевой группы обучаемых, определить компетенции, которыми должны обладать учащиеся после того, как закончат соответствующий факультет или курс, пройдут переподготовку или специализированное обучение в рамках спецгрупп. Основная задача на этот год — сделать Свод максимально публичным: вовлечь в работу над ним всех заинтересованных представителей СКТ-сообщества.
Есть планы анонсировать Свод и на международном уровне: обсудить с зарубежными коллегами их представления о требованиях к подготовке СКТ-профессионалов. Вместе с исполнительным директором НОЦ “СКТ-Приволжье”, деканом факультета ВМК ННГУ им. Н.И.Лобачевского Виктором Гергелем мы возглавили рабочую группу европейской ассоциации Informatics Europe (www.informatics-europe.org). Как развивать международную составляющую работы над Сводом будем обсуждать, в частности, с одним из “мегагрантщиков” — профессором Бертрандом Майером, заведующим кафедрой “Программная инженерия и верификация программ” НИУ ИТМО. На разосланные предложения присоединиться к деятельности нашей рабочей группы уже откликнулись более 15 зарубежных коллег — специалистов в области высокопроизводительных вычислений. Попробуем сообща провести обзор того, какие наработки сегодня есть в Европе в области СКО. Важно также попытаться связать эту деятельность с новым этапом европейского проекта European Exascale Software Initiative (EESI — http://eesi-project.eu), презентация которого недавно состоялась в Барселоне. EESI получил высокую оценку Еврокомиссии, и Свод знаний и умений, сформированный в ходе российского проекта СКО, может стать важной составляющей международной активности в этом направлении. Кстати, структура Свода сразу строилась в соответствии с рекомендациями таких международных профессиональных сообществ, как AMC и IEEE Computer Society.
Возвращаясь к индикаторам проекта СКО на 2012 год, следует подчеркнуть, что, хотя по ряду показателей трехлетняя норма уже фактически выполнена, есть и такие, которые невозможно выполнить, как говорится, “впрок”: в частности, проведение конференций и иных аналогичных мероприятий, опубликование научных статей и проч. По всем шести направлениям проекта СКО работа должна продолжаться, нам есть куда расти. Например, если говорить о числе привлеченных к сотрудничеству зарубежных образовательных организаций-партнеров — формально эта задача уже выполнена: все необходимые договоры подписаны. Но одно дело — бумаги, и совсем иное — реальная работа. Примеры активной деятельности в этом направлении есть: так, НОЦ “СКТ-Северо-Запад”, действующий на базе НИУ ИТМО, благодаря серьезному опыту вуза в международной деятельности в нынешнем году организовал и уже провел свою традиционную школу в области СКТ в Амстердаме.
Другой пример развития проекта СКО в 2012 году. Ежегодная летняя суперкомпьютерная школа, проводимая на базе МГУ, меняет свой формат: учитывая высокую востребованность этого мероприятия и его потенциал, накопленный за прошедшее время, принято решение о проведении в этом году летней суперкомпьютерной академии. Своих специалистов для занятий и тренингов академии выразили готовность прислать многие ведущие СКТ-компании, с которыми НОЦ “СКТ-Центр” в прошлом году в рамках проекта СКО заключил договоры о сотрудничестве: NVIDIA, Intel, IBM, RogueWave, “Т-Платформы” и др. В первую “академическую” неделю состоятся общие пленарные заседания, лекции (по три в день) ведущих зарубежных ученых в СКТ-области: Майкла Кагана — одного из основателей компании Mellanox, Дэвида Кирка — одного из научных руководителей компании NVIDIA, Томаса Стерлинга — признанного специалиста в сфере компьютерных технологий, а также известных отечественных специалистов в области высокопроизводительных вычислений и суперкомпьютерных технологий: академиков РАН Б.Четверушкина, Ю.Журавлева, В.Иванникова, членов-корреспондентов РАН Вл.Воеводина, Л.Королева, В.Лыкосова, Г.Рябова, Е.Тыр-тышникова и многих других. Открытие академии запланировано на 25 июня — сразу по окончании знаменитой гамбургской конференции-выставки International Supercomputing Conference (ISC), ряд ее участников приедут в Москву в качестве преподавателей.
Вторая “академическая” неделя будет посвящена обучению по различным образовательным трекам — конкретным технологиям. Уже сформированы 9 независимых образовательных треков. При регистрации на занятия в академии нужно сразу выбрать интересующее: программирование графических и многоядерных процессоров, суперкомпьютерное моделирование, работу на FPGA-суперкомпьютерах, применение пакетов OpenFOAM, Accelrys Material Studio, FlowVision и др. Зачисление в академию будет идти на конкурсной основе, входное тестирование — обязательно. Это позволит сформировать несколько разноуровневых групп для наиболее эффективного проведения практических занятий, причем с использованием суперкомпьютерного комплекса МГУ. Очень важно предоставить участникам академии доступ к большим системам, в частности к суперкомпьютеру “Ломоносов”. Ведь мы хотим готовить специалистов мирового уровня, а значит, они должны овладеть соответствующими навыками.
Кстати, всячески приветствуются те, кто придет в академию, уже “имея за душой” какие-либо проекты: информацию об этом следует указать при подаче заявки. Заранее планируем выделить время, чтобы люди могли кратко рассказать о своей работе: обозначить основные болевые точки, показать необходимость суперкомпьютерных технологий для реализации таких проектов, пояснить, чего ждут от академии — обратная связь всегда очень важна. В работе академии могут принять участие студенты старших курсов и аспиранты, молодые ученые и уже опытные специалисты, преподаватели вузов и учителя школ.
Одновременно с академией запланировано проведение курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по программам “Разработка масштабируемых приложений” и “Администрирование суперкомпьютерных комплексов” с выдачей документов государственного образца. Участники программ повышения квалификации помимо прохождения интенсивного
обучения будут иметь уникальную возможность быть вовлеченными во все мероприятия академии.
По итогам обучения в академии планируем выдачу сертификатов. Обучение бесплатное, регистрация уже открыта на сайте http://academy.hpc-russia.ru. Решиться на смену традиционного формата летней школы и проведение такого масштабного мероприятия, как академия, в значительной мере позволила работа по проекту СКО.
В планах реализации президентского проекта в 2012 году — продолжение подготовки и выпуска учебников, пособий, задачников и другой литературы по СКТ. В формируемую в рамках проекта СКО серию книг “Суперкомпьютерное образование” входят монографии, учебники и учебные пособия, написанные ведущими российскими и зарубежными специалистами по основным разделам Свода знаний и умений в области СКТ. От 10 до 50 экземпляров каждой книги серии “Суперкомпьютерное образование” передаются бесплатно в 43 университета России. Запланировано в этом году и дальнейшее проведение переподготовки или повышения квалификации ППС. Это важная часть деятельности НОЦ. Каждый центр должен реализовать в своем регионе как минимум одну программу переподготовки (или повышения квалификации) ППС. Для отчета по проекту СКО этот показатель сегодня не актуален — базовый индикатор уже достигнут. Но для развития системы суперкомпьютерного образования в России очень важно, чтобы 80 человек (такой индикатор участники проекта установили для себя сами) прошли программу переподготовки в области СКТ. Как будет организован процесс, каждый НОЦ отвечает самостоятельно. В планах дистанционное обучение слушателей, формирование специальных групп обучения СКТ, привлечение зарубежных ученых, подготовка и выпуск аналитических обзоров, научно-популярных статей, передач телевидения и материалов в электронных изданиях с презентаций результатов развития системы подготовки кадров в области СКТ, выступления и организация специализированных экспозиций на всероссийских и международных конференциях, выставках, форумах.

 

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF.

Спецвыпуск подготовили Анна Шаталова, Нина ШАТАЛОВА. Фото Анна Шаталова, Николай Степаненков

Нет комментариев