Мыши под защитой

Вакцина из стволовых клеток защитила лабораторных животных от нескольких видов рака. С подробностми — The Scientist.

Известные сходные особенности стволовых и раковых клеток, такие как отсутствие специализации и способность к самообновлению, схожая генная экспрессия и антигенные профили послужили отправной точкой в исследовании, которое продемонстрировало возможность использования индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (iPSCs) в качестве противораковых вакцин у мышей. Статья об этом опубликована в дочернем издании журнала Cell, которое посвящено стволовым клеткам (Cell Stem Cell). В литературе описаны многочисленные примеры запуска противораковой иммунной активности неродственными клетками, а почти столетие назад было показано, что инъекции эмбрионального материала животным защищают их от пересаживаемых опухолей. Таким образом, подход сам по себе не нов, другое дело, что он не обсуждался широко, отмечает эксперт издания The Scientist Виллем Овервижк (Willem Overwijk) из онкологического центра Андерсона при Техасском университете (University of Texas MD Anderson Cancer Center). А, по словам Найджела Куремана (Nigel Kooreman) из Медицинского центра Гаагландена (Haaglanden Medical Center) в Нидерландах, соавтора исследования, использование эмбриональных стволовых клеток в качестве вакцин в предыдущих экспериментах выявило некоторые проблемы. Среди ограничений для его реализации ученый называет, в частности, “генетическую разнородность вносимого клеточного материала с пациентом”, что станет преградой для работы раковых антигенов. “Если клеточная линия, которую предполагается использовать в качестве вакцины, идет от пациента, это, вероятно, будет лучшей имитацией любых раковых клеток (для привлечения иммунного ответа)”, — поясняет Куреман. Такими генетически близкими клетками могут быть индуцированные плюрипотентные клетки, на использовании которых основан описываемый новый подход. У них много общего с эмбриональными стволовыми клетками.

Международная группа авторов под руководством Джозефа Ву (Joseph Wu) из Стэнфордского университета (Stanford University) вакцинировала мышей индуцированными плюрипотентными клетками, полученными из их же кожных клеток-фибробластов вместе с некой иммуностимулирующей молекулой (олигонулеотидом CpG). Предварительно клетки были облучены для того, чтобы лишить их возможности развиться в опухоль при попадании в организм. Спустя несколько недель после инъекции животным прививали клетки рака молочной железы, кожи или легких. И если у контрольных мышей спустя недели после этого образовывались объемистые опухоли, у вакцинированных грызунов опухоли вырастали маленькими или со временем регрессировали, что указывает на профилактическое действие вакцины.