В стремлении строить. Президента завалили проектами.

День российской науки Владимир Путин отметил в новосибирском Академгородке. Первым официальным мероприятием президентской программы стало посещение Института ядерной физики, где состоялась встреча с руководством Сибирского отделения РАН. 

Ученые тщательно подготовились к визиту главы государства, поэтому разговор получился вполне конкретным. Председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Пармон поднял вопрос о необходимости комплексной программы развития инфраструктуры Новосибирского научного центра, заметно устаревшей с советских времен. 
Одно из предложений по развитию инфраструктуры касалось создания в Новосибирске мощного центра коллективного пользования, базирующегося на новом источнике синхротронного излучения (СИ) и связанных с ним специализированных рабочих станций. 
— Именно исследования в области химии, материаловедения, биологии являются основным мотивирующим фактором при создании центров синхротронного излучения во всем мире, — подчеркнул директор Института катализа СО РАН академик Валерий Бухтияров. По его мнению, Новосибирск является оптимальным местом для размещения нового источника СИ.
— С одной стороны, именно здесь расположен Институт ядерной физики — признанный лидер в производстве соответствующего оборудования. С другой, — десятки академических институтов Новосибирска могут быть причислены к “продвинутым пользователям”, которые обеспечат передовой уровень как при создании рабочих станций, так и при их последующей эксплуатации в интересах всего научного сообщества, — отметил В. Бухтияров.
Директор Института ядерной физики академик Павел Логачев добавил, что новосибирский источник СИ будет встроен в цепь взаимосвязанных установок, и обозначил срок реализации проекта в четыре года и объем необходимого финансирования: 20 миллиардов рублей на сам ускоритель и приблизительно столько же — на оборудование пользовательских станций. Президент РАН академик Александр Сергеев подчеркнул рыночный потенциал будущего комплекса: 
— В современном мире синхротрон становится местом паломничества для высокотехнологичных компаний, являясь не только научным объектом коллективного пользования, но и коммерческим проектом. 
В заключение “инфраструктурной” дискуссии глава СО РАН обратился к Президенту РФ с просьбой дать поручение правительству о поддержке создания в новосибирском Академгородке центра коллективного пользования на основе СИ. В.Путин отметил, что стоимость установки и сроки строительства кажутся ему вполне приемлемыми. 
Общение главы государства с учеными продолжилось на заседании президентского Совета по науке и образованию, посвященном повышению глобальной конкурентоспособности российской науки. Вновь прозвучала тема необходимости прорывных научных проектов и развития собственной исследовательской инфраструктуры класса “мегасайенс”. 
Президент отметил не только важность работы российских исследователей в рамках крупнейших международных проектов, таких как Большой адронный коллайдер в Швейцарии, экспериментальный термоядерный реактор ИТЭР во Франции, лазер на свободных электронах в Германии, но и важность развития подобных установок внутри страны. 
— Нам нужно создавать собственные центры. Коллеги высказали предложение один из них сделать в Новосибирске, в Сибирском отделении. Я считаю, что это очень правильно. Обязательно над этим подумаем и реализуем этот проект, — обнадежил собравшихся В.Путин.
В развитие темы прозвучало выступление президента Национального исследовательского центра “Курчатовский институт”, члена-корреспондента РАН Михаила Ковальчука, который напомнил о шести проектах “мегасайенс” в России. Это коллайдер протонов и тяжелых ионов НИКА в Дубне, исследовательский нейтронный реактор ПИК в Гатчине, токамак “Игнитор” в Троицке, источник синхротронного излучения четвертого поколения в Протвино, сверхмощный лазер в Нижнем Новгороде, ускорительный комплекс в Новосибирске.
Особо М.Ковальчук подчеркнул важность реактора ПИК и специализированного источника синхротронного излучения ИССИ-4 в Протвино.
Первый, по словам главы Курчатовского института, находится в завершающей стадии и по своим параметрам превосходит все действующие исследовательские реакторы. Второй — это принципиально новый исследовательско-технологический инструмент, создание которого планируется осуществлять в “широкой международной кооперации”. 
Упомянул Михаил Ковальчук и о незавершенном в 1990-е проекте по созданию гигантского протон-протонного коллайдера в Протвино, а также о подготовленном в те годы и существующем по сей день 20-километровом тоннеле. По словам главы Курчатовского института, сейчас рассматриваются возможности “использовать эту инфраструктуру и в короткий срок, пять- семь лет, построить уникальную, лучшую в мире установку”. 
В контексте интернационализации научной деятельности вновь зашла речь об установках “мегасайенс” как о точках притяжения в нашу страну ученых со всего мира. 
— Чем больше таких установок мы создаем, тем больше мы обеспечим приток интеллекта к нам и можем таким образом пытаться развернуть тот вектор, который пока у нас идет наружу, — отметил президент РАН А.Сергеев. 
Глава РАН обратил внимание и на необходимость принятия закона о международных научных организациях, который бы регулировал участие зарубежных ученых в работе на мегаустановках, построенных на территории России: пока такая форма сотрудничества реализована только в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, работающем “как международная научная организация “под зонтиком” российского законодательства”.
Говоря об интересных проектах международного уровня, которые можно было бы развернуть на территории нашей страны, Александр Сергеев обратил внимание на археологическое богатство Крыма. По мнению президента РАН, мы стали обладателями “огромных богатств, артефактов, анализ и систематизация которых может быть делом международным”.
В выступлении главы РАН был приведен пример возможного международного сотрудничества и на Дальнем Востоке, на этот раз — в глубинах океана. 
— Если взять объем обитания, жизни в морских глубинах — он приблизительно на два порядка больше, чем объем среды обитания над сушей, — отметил А.Сергеев. — Глубоководные исследования, конечно, сложны, требуют современного инструментария, и в этом смысле международный проект по освоению глубоководных ресурсов наших дальневосточных морей выглядел бы очень интересно, тем более что это — регион, в который перемещается центр геополитической активности. У нас есть база, академический флот, чтобы такой наукой там заниматься. У нас есть замечательные институты, которые делают глубоководных роботов, во Владивостоке созданы прекрасный океанариум, биобанк, поэтому, в принципе, ситуация там подготовлена. Можно было бы путем небольшого вливания средств и организационной перестройки сделать этот проект центром внимания для многих ученых и получить поток интеллекта в нашу страну.
Еще одно предложение касалось активизации сотрудничества с коллегами из Узбекистана и участии в завершении строительства радиоастрономического комплекса “Суффа”. 
— Нам обязательно нужно как можно скорее это сделать. И в этих условиях мы, действительно, сохраним свое влияние и не потерям наше ближнее зарубежье, — подчеркнул А.Сергеев.
Закрывая заседание Совета, глава государства пообещал “все предложенное реализовывать, ничего не забыть” и использовать прозвучавшие от ученых предложения в готовящемся Послании Федеральному собранию.
Светлана БЕЛЯЕВА
Ольга КОЛЕСОВА
Фото с сайта kremlin.ru

Нет комментариев