По трем дорогам. Российских ученых приглашают к участию в европейских конкурсах.

В конце прошлого года Еврокомиссия опубликовала рассчитанную на 2018-2020 годы Рабочую программу “Горизонт-2020”, общий бюджет которой составляет 30 млрд евро, а в качестве приоритетных названы исследования вопросов миграции, безопасности, климата, чистой энергетики и цифровой экономики. Для российских ученых новая Рабочая программа интересна тем, что она предполагает развитие международного сотрудничества в области исследовании и инноваций: в общей сложности более одного миллиарда евро будет направлено на 30 флагманских инициатив (совместно реализующихся в том числе и с научными организациями РФ). Научное сотрудничество с Россией предполагается развивать в области аэронавтики, здравоохранения и создания научно-исследовательской инфраструктуры. О новых возможностях, которые открываются в связи с этим для российских научных организаций, рассказал читателям “Поиска” советник по вопросам науки и инновациям представительства ЕС в РФ Ричард БУРГЕР.
— Господин Бургер, свидетельствует ли новая инициатива Европейской комиссии о том, что отношения России и Европы “теплеют”?
— Наше взаимодействие в области науки и образования никогда и не “замораживалось”. Сотрудничество между Европейским союзом и Россией продолжается и на официальном, и на практическом уровнях.
В конце октября 2017 года была принята и опубликована рассчитанная на три года новая Рабочая программа в рамках семилетней программы “Горизонт-2020” по исследованиям и инновациям с общим финансированием около 80 млрд евро. Кстати, это единственная статья расходов, которая при принятии нового бюджета Евросоюза в 2013 году не была уменьшена, а, напротив, увеличилась по сравнению с предыдущим периодом. Это отражает признание Европейским союзом того, что вложение денег в науку, инновации, интеллектуальную базу — залог будущего.
С принятием Рабочей программы были обнародованы и новые тематики исследований, на которые в течение ближайших трех лет в рамках программы “Горизонт-2020” будут потрачены в общей сложности 30 млн евро, в том числе на научное сотрудничество с нашими партнерами из России.
— Давайте еще раз перечислим те направления, которые будут реализовываться в сотрудничестве с научными коллективами нашей страны.
— Таких направлений три. Во-первых, совместно с Минобрнауки РФ мы запустили конкурс в сфере здравоохранения, ориентированный на тематику инфекционных заболеваний, а конкретно — ВИЧ-инфекции, гепатита С и туберкулеза. Другое направление — в области аэронавтики — будет выполняться при участии Минпромторга. Уже объявлены конкурсы по тематике повышения безопасности гражданской авиации (конкретно — проблемы обледенения воздушных судов), а также роли человеческого фактора в обеспечении безопасности транспорта, причем не только авиационного. Прием заявок на эти конкурсы идет до конца апреля. Позднее будут опубликованы конкурсы, направленные на развитие летных технологий для гибридного электросамолета (использует и классическое топливо, и электрическую энергию), а также для высокоскоростного и сверхзвукового авиационного гражданского транспорта.
Третий конкурс, который будет официально открыт в этом году, имеет отношение к исследовательской инфраструктуре, а именно — к созданию и развитию больших научных установок (mega-science). Логика здесь такая: Россия делает большой вклад во многие крупные научно-исследовательские инфраструктурные объекты, которые уже существуют или только строятся в Европе. Это, к примеру, Рентгеновский лазер на свободных электронах (EXFEL) под Гамбургом, Ускорительный комплекс (FAIR) в окрестностях Дармштадта, Европейский источник синхротронного излучения (ERSF) в Гренобле, Европейская лаборатория ядерных исследований (ЦЕРН) в Женеве, Международный экспериментальный термоядерный реактор (ITER) в Кадараше. Вместе с тем РФ давно приглашает Европу, европейское научное сообщество поучаствовать в развитии тех научных объектов (это шесть установок mega-science), которые уже строят или вот-вот начнут создавать на территории вашей страны. Около 10 лет назад была создана специальная экспертная комиссия, которая оценила, насколько развивающиеся в России проекты являются дополняющими и важными для тех, которые развернуты в Европе (кстати, некоторые из них в обозримом будущем перестанут работать, и это еще одна причина для того, чтобы обратить внимание на мегаустановки в России). Одна из этих установок (НИКА в подмосковной Дубне) уже упоминается в Стратегическом плане строительства больших установок Евросоюза как дополняющая ныне существующие установки в Европе. Для того чтобы эти работы успешно продолжались, и будет запущен соответствующий конкурс с бюджетом около 25 млн евро. Он поможет “навести мосты” между европейским научным сообществом и шестью mega-science установками, которые сегодня развиваются в России.
— Хочу уточнить по третьему конкурсу: в чем его суть, если заранее известно, о каких установках идет речь, а стало быть, и о том, кто в итоге сможет стать участником проекта?
— Это, скорее, конкурс идей, и кто будет исполнителем отобранных проектов, пока неизвестно. Сейчас реализуется проект CREMLIN — совместная инициатива России и Европейского союза в области установок класса mega-science. Хотя он финансово не очень большой (2 млн евро), в нем участвуют 19 партнеров из ЕС и России (все они — в числе лидеров в своей области), которые проводят важную подготовительную работу, создавая некую базу идей, оттолкнувшись от которой можно идти дальше. Новый конкурс, о котором я рассказал, будет объявлен для выработки предложений, как осуществить понятный доступ к этим установкам для российских исследователей и для европейцев и в каких сферах будут вестись исследования. Мы рассчитываем, что организации, которые сейчас участвуют в CREMLIN, будут участвовать опять, но в расширенном составе.
Ученые давно поняли, что строительство и развитие больших научных установок — дело дорогостоящее, делать его нужно сообща и координировать свои действия друг с другом. Для этого уже несколько лет существует Группа высших должностных лиц по глобальным исследовательским инфраструктурам. Это неформальный форум, площадка для координации действий между заинтересованными сторонами, которые представлены высшими должностными лицами своих стран (Россию представляет замминистра науки и образования Григорий Трубников). Еврокомиссия выступает в нем в качестве “виртуального секретариата”. Осенью 2017 года пленарное заседание этой группы проходило в Дубне. В преддверии него были проведены конструктивные встречи в Министерстве образования и науки РФ, а также в Курчатовском институте, а по его окончании участники посетили Гатчину, где строится ускоритель ПИК. В ходе этого визита в Россию участникам заседания стало понятно, что мы — на правильном пути, что дополняемость строящихся в России и Европе установок очень хорошая и теперь необходимо определить, как обеспечить ученым доступ к этим установкам, исходя из каких практик. Какие совместные шаги можно предпринять для развития технической оснащенности этих установок? То есть мы ожидаем, что в ходе конкурса будут проработаны эти и другие практические вопросы. Кроме того, его бюджет (с европейской стороны на проекты будут выделены 25 млн евро) может быть потрачен на обеспечение поездок, проведение конференций, летних школ.
— Перейдем к медицинскому конкурсу. Актуальность темы понятна, тем более что сейчас фокус на исследования инфекционных заболеваний прослеживается во многих научных международных грантах. Но все же есть и другие серьезные недуги, с которыми не умеет справляться сегодняшняя медицина, например, онкология.
— Еврокомиссия выделяет средства на исследования многих проблем здравоохранения, наши конкурсы в сфере здоровья человека охватывают все области. Но мы должны были определиться по поводу конкретных тематик, по которым будем работать с той или иной страной, исходя в том числе и из того, какие тематики уже были охвачены в предыдущих конкурсах. И в ходе согласительных процедур и выработки мнений экспертных групп для сотрудничества с Россией на данном этапе была выбрана эта тематика. Евросоюз планирует направить 10 млн евро на поддержку проектов, касающихся методов диагностики, исследований восприимчивости вирусов и инфекций к лекарственным препаратам, исследований, сопутствующих этим диагнозам заболеваний, а также создание научной базы для развития стратегий лечения. Вклад России составит 2-2,5 млн евро, что является пропорциональным ожидаемому соотношению числа европейских и российских участников в составе проектных консорциумов. Таким образом, смогут быть профинансированы три-четыре, максимум пять проектов.
Тематика инфекционных заболеваний особенно актуальна для стран Восточной Европы. Об этом говорилось, в частности, на Первой глобальной министерской конференции Всемирной организации здравоохранения по вопросам туберкулеза, которая недавно с большим успехом проходила в Москве.
Этот конкурс открыт, срок подачи заявок заканчивается в апреле. Их экспертиза будет проводиться и на европейском уровне — в Брюсселе, и на российском — в Минобрнауки в Москве.
— Какие организации и проекты смогут участвовать в конкурсах по аэронавтике?
— В этих конкурсах нашим российским партнером выступает Минпромторг. Нынешний конкурс отличается от предыдущих тем, что он не двусторонний (ЕС — Россия), а международный, с возможным участием научных организаций и коллективов из Бразилии, США, Австралии, Японии. Будут рассматриваться проекты, направленные на развитие инновационных технологий для обеспечения авиационной безопасности, особенно учитывая риски обледенения летательных аппаратов. Еще одно направление — развитие летных технологий для гибридного электросамолета. Также мы ищем проекты в области изучения влияния человеческого фактора для авиационной безопасности и развития новых технологий для высокоскоростного и сверхзвукового авиационного гражданского транспорта. Среди участников конкурса мы ожидаем увидеть российские отраслевые институты, а также профильные технические вузы.
Хочу также подчеркнуть, что мы здесь говорили о конкурсах, в которых ожидается участие партнеров из России. Но есть и многие другие конкурсы программы “Горизонт-2020”, специально не обращенные на Россию, но которые тоже открыты для участия российских научных групп. Более того, активная поддержка российских организаций, участвующих в программе, оказывается по линии Министерства образования и науки РФ через ФЦП по исследованиям и разработкам, а также российскими научными фондами, что показывает высокий уровень нашего многолетнего сотрудничества.

Беседовала Светлана БЕЛЯЕВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев