Протест ради прогресса. Америка рождалась в спорах.

Сегодня весь мир, кажется, раздираем противоречиями, явными и скрытыми. Не минула чаша сия и самую могущественную страну — США. Это государство изначально создавалось как иммигрантское, и люди из всех уголков мира прибывали и продолжают прибывать в страну. Многообразие народов не могло не сказаться на взаимоотношениях между представителями разных рас и религий. Какие проблемы были у Соединенных Штатов раньше и какие терзают государство сейчас? Наш корреспондент обратился к ученому, который как раз занимается этой темой, доктору исторических наук, доценту Виталию ПРИЛУЦКОМУ из Брянского государственного университета им. академика И.Г.Петровского. Тема его исследований была поддержана грантом Президента РФ для молодых ученых.
— В 2016 году я защитил докторскую диссертацию по теме “Протестные движения в США в 1820-1850 годы”, — начинает рассказ В.Прилуцкий. — Этой темой продолжаю заниматься и сейчас. Основное внимание уделяю трем большим протестным движениям: антимасонам, нативистам и фрисойлерам.
Антимасонов и нативистов можно считать первыми в истории США “группами ненависти”. Антимасоны боролись с тайной властью секретных обществ в стране и опирались в своей деятельности на теорию заговоров: они считали, что тайные общества угрожали американской демократии, правам и свободам граждан. Их противником был влиятельный в стране орден вольных каменщиков, к которому относились элитарные группы. Привилегированный характер тайного франкмасонского союза вызывал неприятие со стороны низших социальных слоев и подозрение в коррумпированности, криминальных деяниях. Отдельные граждане стали обвинять членов мистического братства в создании “секретной параллельной системы власти”, “тайных судилищ”, в преследовании и убийствах инакомыслящих.
Антимасоны объединили экстремистски настроенных представителей низов общества, средних слоев, городских рабочих, ремесленников, фермеров, консервативных христиан, представлявших различные протестантские церкви и секты, а также часть интеллигенции и даже членов элиты, стремившихся получить поддержку на выборах со стороны радикалов.
Антимасонская партия достигла значимых успехов в начале 1830-х и провела первый в истории конвент по выдвижению кандидата на пост президента США. Впоследствии это стали делать две другие ведущие политические партии.
Нативисты — это американские националисты-протестанты, выступавшие в XIX веке против массовой католической иммиграции в страну. Англо-американцы (белые англосаксы-протестанты) были крайне возмущены неконтролируемой иммиграцией, угрожавшей гибелью “протестантской республике”. Среди них начали распространяться идеи о католическом или иностранном “заговоре” с целью захвата власти в Америке Папой Римским и его сторонниками. Паранойя охватила широкие слои населения и привела в 1830-1870 годах к кровавым столкновениям протестантов с католиками в американских городах. В художественной форме этот религиозно-этнический конфликт выражен в фильме “Банды Нью-Йорка”.
Фрисойлеры — сторонники свободной земли на западе США, выступавшие за ограничение или полную отмену рабства. В 1848-1854 годы это движение охватило широкие слои северян и впоследствии трансформировалось в Республиканскую партию, от которой в 1860 году был избран Авраам Линкольн.
Я также исследовал левые движения 1820-1850 годов, выступавшие с радикальными социально-экономическими требованиями: “локофоко”, “рабочие партии”, южные секционалисты (националисты), защищавшие институт рабства и “права Юга”, а также трезвенники — сторонники полного запрета алкоголя (в 1869 году они объединились в Партию сухого закона).
Сегодня американские университеты, научные центры, архивы и исторические общества представили в электронной форме гигантский массив документов и первоисточников по истории США XIX века. Особое значение имеют местные газеты изучаемой эпохи, издававшиеся в отдельных штатах и регионах. Сейчас можно также приобрести или заказать книги из США — это существенно облегчает работу. Кроме того, я изучил имеющиеся документы и литературу в библиотеках и архивах Москвы и Санкт-Петербурга.
— Что же вы узнали об Америке и американцах?
— Соединенные Штаты изначально сформировались как государство, идеологически отличное от стран Старого Света. США возникли как уникальное, специфическое сообщество на новом для европейцев континенте и стали крупной индустриальной страной, не отягощенной наследием феодализма. Исключительный характер Америки привел к формированию и закреплению норм универсализма и принципов равенства, благоприятствовавших индивидуализму, конкуренции и развитию капиталистического рынка. Новая нация была объединена политической доктриной либерализма. Сложившийся американский символ веры (“американизм”) в то время определялся такими понятиями, как индивидуализм, антиэтатизм, приверженность демократическим ценностям, плюрализму, правам и свободам человека и гражданина, а также эгалитаризм и популизм.
На какой почве возникали протестные движения? Как правило, они отличались большим своеобразием. В одном случае защита социально-профессиональных интересов совмещалась с борьбой за общедемократические требования (“рабочие партии”). Недовольство части американцев направлялось против “чужих”, “инаковых”. Речь шла о неприятии иммигрантов, особенно католиков. Среди наиболее организованных структур протеста нужно назвать также антимасонов и фрисойлеров, осуждавших рабовладение.
Характерными особенностями движений протеста были размытость границ между ними и желание их сторонников опереться на обе ведущие партии страны. Нередким был политический синкретизм, наличие у радикалов множественности точек зрения на общественные проблемы, например, соединение антирабовладельческих взглядов, нативизма и приверженности трезвости, совмещение антимасонства и поддержки сухого закона.
Многие движения стремились к высшей власти в Америке, но ни одному из них не удалось завоевать пост президента, получить на выборах большинство мест в федеральном парламенте или сформировать собственное правительство. Однако в отдельных штатах, округах и населенных пунктах они приходили к власти (как правило, в коалиции с другими партиями), получая большинство мест в законодательных ассамблеях и продвигая на посты губернаторов своих людей.
Правящие партии вынуждены были считаться с протестными движениями, заимствовать программные установки и пробовать реализовать их на практике во время нахождения у власти. Так, социально-профессиональные и общедемократические требования “рабочих партий” были во многом подхвачены и проведены в жизнь президентом Эндрю Джексоном, а пожелания фрисойлеров и аболиционистов стали реальностью в политическом курсе Линкольна.
Все протестные движения оказались близкими по реакции на социальные проблемы, по методам борьбы и даже по месту возникновения, кроме южных секционалистов. Можно проследить и схожие этапы в развитии идеологии и практики протеста. Как правило, наб­людались две схемы действий. Первая — когда недовольство проявлялось резко (антимасонство, нативизм, секционализм, “рабочие партии”, левые группировки), вторая — когда умеренные, часто не вполне ясные и осознанные требования постепенно формулировались, становились все более радикальными и приводили к открытому конфликту и даже вооруженному противостоянию (трезвенники, фрисойлеры, аболиционисты). Проблема решалась путем переговоров и достижения компромисса, иногда в результате ожесточенной борьбы, или же сходила на нет в связи с изменением ситуации либо появлением в жизни страны иных, более существенных вопросов.
— Как сейчас в США обстоит дело с протестными явлениями?
— Современные тенденции связаны преимущественно с двумя конфликтами — социально-политическим (правопопулистское “Чайное движение”, леворадикальное движение “Захвати Уолл-Стрит”, трамписты против антитрампистов) и расовым, которое протекает в скрытой форме, но периодически прорывается наружу, особенно с 2013 года, когда начались регулярные расовые беспорядки, волнения и вооруженные столкновения.
Изначально США формировались как гетерогенное общество, поэтому в нем были исторически сильны традиции толерантности, веротерпимости, но это не исключало и ожесточенных столкновений на почве религиозной, этнической или расовой неприязни. Сейчас относительной стабильности американского общества способствуют высокий уровень жизни, пропаганда толерантности и наличие мощного полицейско-бюрократического аппарата, способного защищать права меньшинств.
В настоящее время в США наблюдаются ухудшение уровня жизни для ряда категорий граждан и обострение расовых проблем. Из-за массовой иммиграции белые боятся превратиться к 2040-2050 годам в меньшинство. Но я считаю, что в ближайшие десятилетия будет происходить эволюционный путь развития США без радикальных социальных и политических потрясений. Полного смешения рас и этносов не произойдет, ассимиляция приостановится, победит мультикультурализм. В ближайшие десятилетия в расово-этническом плане американское общество, вероятно, постепенно трансформируется в общество с большой долей латиноамериканского, афроамериканского и азиатского компонентов.
— Ваше мнение о нынешнем президенте США?
— Появление Трампа — это показатель наличия кризиса в Штатах. Он способен разжигать нежелательные настроения в американском обществе, которые уже приобрели характер своеобразной холодной гражданской войны. А ведь президенты США как часть элиты всегда играли большую роль в решении протестов и конфликтов. Например, только в XIX веке известны три компромисса между Севером и Югом: в 1820-м, 1850-м и 1877 годах. В 1890-е именно президенты США сделали большой вклад в дело примирения Севера и Юга после Гражданской войны.
— Расскажите, пожалуйста, о том, что вы уже сделали в рамках этой темы и что планируете.
— Я исследовал малоизученную тему в отечественной историографии, опуб­ликовал три монографии и более 50 статей. Исследования позволили взглянуть по-новому на политическую жизнь США в 1820-1850 годах (довоенный период) и сделать вывод о том, что ее определяли не только конфликт между Севером и Югом по вопросу о рабстве, но и конфликт протестантов с католиками, о котором мало писали отечественные исследователи, а также борьба за сухой закон.
Это были самые массовые из протестных движений в XIX веке. Протестующие были наиболее активными субъектами общественной жизни, выступали в роли своеобразных пассионариев в различных областях деятельности, предлагая реформы, часть из которых опережала свое время. Это вполне соответствовало общемировым тенденциям, поскольку, как правило, именно протест являлся важнейшим фактором изменений, способствовал развитию общества, был двигателем прогресса.
В новом проекте, поддержанном грантом Президента России, планирую продолжить исследование американского радикализма в новой и новейшей истории, проследить основные тенденции в развитии протестных движений в современной Америке с учетом информации, полученной по результатам изучения социального протеста в XIX веке. Большое внимание уделю расовым, этническим и религиозным противоречиям в современных Соединенных Штатах.

Беседу вела Фирюза ЯНЧИЛИНА
Фото предоставлено В.Прилуцким

Нет комментариев