Довести до готовности. ЕГЭ не терпит суеты.

Тема единого государственного экзамена в этом году чаще обсуждается не столько в связи с предстоящей приемной кампанией в вузы, сколько с идеей введения аналогичного инструмента для итоговой проверки знаний выпускников вузов. На днях в ходе круглого стола на тему “Высшая школа в России: пути обеспечения качественного роста”, организованного РИА “Новости”, три руководителя ведущих московских университетов поделились с журналистами своими взглядами на полезность и возможности воплощения в жизнь этого проекта, инициируемого Минобрнауки.
Ректор Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова Виктор Гришин в целом поддержал инициативу министерства. Однако при этом он заметил, что реализовать ее будет непросто. Трудность введения ЕГЭ для выпускников вузов, по его мнению, заключается в подготовке и проведении экзамена для всего множества профилей и направлений подготовки, существующих сегодня в учреждениях ВПО. Рациональное зерно видит в предложении чиновников и ректор Государственного университета управления (ГУУ) Виктор Козбаненко. Он обратил внимание на важность правильного подхода к организации приема ЕГЭ у студентов. С одной стороны, участие практиков в работе экзаменационных комиссий, независимость оценки — условия, которые должны иметь ключевое значение при проверке знаний молодых специалистов. С другой — выведение экзамена за пределы университета, отрыв процедуры от подготовительной базы (есть такое предложение по проведению вузовского ЕГЭ) — не лучший вариант решения вопроса. Следовательно, эта тема требует серьезного обсуждения в профессиональной среде.
В ходе круглого стола ректоры обсудили и другие шаги к повышению качества российского высшего профессионального образования — как реальные, так и вероятные. Одновременно они выразили свое неоднозначное отношение к расхожему постулату о низком качестве подготовки специалистов в оте­чественных вузах. Виктор Гришин напомнил, что многие выпускники наших вузов востребованы и успешны за рубежом. Там ценят уровень их подготовки и предоставляют достойные условия для жизни и реализации научного потенциала, а вот у нас с этим дела обстоят не лучшим образом. Изменение ситуации, считает ректор, в первую очередь зависит от государства.
Виктор Кобзаненко отметил, что в стране есть сильные образовательные традиции и признанные школы. Вузам, выпускники которых испытывают проблемы с трудоустройством, следует пересмотреть свои программы подготовки. Стремясь к повышению качества профессионального обучения, необходимо продвигаться к формированию профессорско-преподавательского состава из “преподавателей-исследователей, способных генерировать идеи и перекладывать их в знания”. Ректор ГУУ также обратил внимание на значимость учета такого фактора, как быстрое устаревание знаний. Вузы должны активнее переходить на новые образовательные технологии, широко использовать интерактивные ресурсы и вовремя совершать верный маневр.
Недостаточная интегрированность в международное образовательное пространство — главная, по мнению ректоров, причина проблем реформирования системы отечественного образования. Между тем от успешного решения этой задачи зависит очень многое. Как сказал Виктор Гришин, “кто выиграет реформу образования в ближайшие пять-шесть лет — выиграет ХХI век”. Помимо признания дипломов наших выпускников за рубежом и повышения мобильности студентов, аспирантов и преподавателей необходимо добиваться конкурентоспособности университетов как внутри страны, так и на мировом уровне, и работа в этом направлении уже ведется. Выделился пул передовых вузов, осуществляется грантовая поддержка программ развития, исследовательской и инновационной деятельности, что стимулирует формирование конкурентной среды. Недавно предпринята еще одна мера, направленная на достижение этой же цели: теперь в распределении бюджетных мест для студентов участвуют и негосударственные университеты. Серьезная проблема — недостаточное количество общежитий для приема иностранных студентов, а это имеет немаловажное значение с точки зрения развития интеграции и притока финансов в страну.
Объективно ли свидетельствуют об уровне российского профобразования мировые рейтинги вузов? По мнению ректоров, важны не столько выводы международных экспертов, сколько оценка качества обучения в том или ином учебном заведении со стороны потребителей. Ректор РЭУ им. Г.В.Плеханова считает, что оценивать надо не университеты, а направления подготовки специалистов. “Это будет более корректно и понятно”, — сказал Виктор Гришин. Председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов считает, что в стране нужно пересмотреть систему оценки собственных учебных заведений, ориентируясь на мировые критерии.
Интеграция в глобальную образовательную систему, ожидаемое вступление страны в ВТО сопряжены с рисками, обусловленными, прежде всего, недостаточной внешней конкурентоспособностью наших вузов. В числе защитных мер ректоры назвали государственный протекционизм, совершенствование образовательных программ, повышение уровня владения иностранными языками учащихся и преподавателей. При этом все единодушно признали, что лишь успешная международная интегрированность позволит нашему образованию занять достойные позиции в мировом пространстве.

Татьяна Возовикова
Фото с сайта РЭУ им. Г.В.Плеханова

Нет комментариев