Ловись, аномалия!

Простым анализом крови можно обнаружить восемь различных видов рака, предлагаемый метод “жидкой биопсии” направлен на выявление генетических мутаций и белков, специфических для опухолей. C подробностями — Nature News.
Последние годы отмечены большим количеством экспериментальных тестов, которые называются “жидкими биопсиями” и предполагают обнаружение и отслеживание развития опухолей по образцу крови. Многие из них направлены на выявление какого-то одного вида рака по распознаванию ассоциированных с опухолью мутаций в кусочках ДНК, свободно плавающих в крови. Результаты подобного исследования, представленные недавно в журнале Science, отличаются тем, что предлагают для диагностики восьми разных раков тестировать не только мутации ДНК, но и аномальные уровни определенных белков. Авторы нового теста Николас Пападопулос (Nickolas Papadopoulos) из Онкологического центра Киммеля при Институте Джонса Хопкинса (Johns Hopkins Kimmel Cancer Center) в Балтиморе, штат Мэриленд, с коллегами стремились создать такую систему, которая позволяла бы выявлять рак насколько возможно рано, чтобы можно было выбрать наиболее эффективное лечение. Ранняя диагностика по маркерам в ДНК сама по себе непроста: дело в том, что маленькие опухоли выделяют в кровоток гораздо меньшее количество ДНК, чем уже развившиеся, а вероятность ложноположительных результатов в таких случаях делает тест неприменимым для больших популяций здоровых людей. Исходя из этого, группа Пападопулоса искала пути создания более чувствительной жидкой биопсии без увеличения риска ложноположительного результата.
Тест, о котором ученые сообщили в журнале Science, называется CancerSEEK и определяет в крови уровень восьми белков, а также присутствие мутаций в 16 генах. Среди тех, на ком испытали его эффективность, были люди с уже диагностированным  раком яичников, печени, желудка, поджелудочной железы, пищевода, прямой кишки, легких или молочной железы. В исследование не были вовлечены пациенты с метастазирующими формами рака, что позволило сфокусировать его только на ранних стадиях заболевания. Эффективность теста CancerSEEK варьировала в зависимости от рака: в случае рака яичников она составляла 98%, тогда как для рака молочной железы —  всего 33%. В среднем удалось выявить пораженный онкологическим заболеванием орган у 63% пациентов. Авторы отмечают, что на третьей стадии заболевания процент детекции был существенно выше, чем на первой. В настоящее время Пападопулос с коллегами начали испытание теста CancerSEEK на 10 000 здоровых добровольцах, которых они намерены наблюдать на протяжении пяти лет.