Без страхов и упреков. Вузам и бизнесу предложены модели взаимодействия.

Проблема интенсификации сотрудничества университетов и высокотехнологичного бизнеса остается острой и требует поиска новых подходов к ее решению. Бизнес продолжает предъявлять претензии к уровню подготовки высокотехнологичных кадров, вузы пеняют ему на слабый интерес к участию в образовательном процессе и отсутствие заказов на новый интеллектуальный продукт. Инновационная деятельность в университетах  — дело для нашей страны  относительно новое, и каждая удачная практика умножает опыт, который так важен для выработки эффективной стратегии развития этого направления в вузах. Ряд таких положительных примеров обсудили участники экспертной дискуссии “Компании-лидеры и университеты: задачи и рецепты технологического прорыва”, состоявшейся в рамках программы Гайдаровского форума. 
К обоюдной пользе, по словам генерального директора “Яндекса” Елены Буниной, развивается десятилетнее сотрудничество транснациональной IT-компании с Московским физико-техническим институтом (государственным университетом) (МФТИ). “Лучше всего получалось решать задачи, поставленные научными руководителями, работающими и на Физтехе, и в “Яндексе”, — рассказала она. — Бывало, что результаты 30% (а как минимум, 20%) дипломных работ можно было применять в интересах компании”. Кафедра “Яндекса” “Анализ данных” — одна из базовых кафедр факультета инноваций и высоких технологий МФТИ. Также успешно компания взаимодействует с СПбГУ и НИУ “Высшая школа экономики”, где дело дошло до совместного создания факультета компьютерных наук, который работает в “Вышке” уже почти четыре года. Взаимодействие компаний-лидеров со сферой образования необходимо и для расширения отраслевых рынков, считает операционный директор Microsoft в России Павел Ершов. Он отметил, что в данный момент высшая школа думает о трансформации, которая нужна для ответа на новые вызовы, и это касается всех направлений работы вузов. Преподавателям нужно дать возможность раскрыть свой потенциал как в исследовательской, так и в образовательной деятельности, и результаты их работы должны быть значимыми как с точки зрения науки, так и бизнеса. “Создать простой механизм влияния на ситуацию не получается, поэтому мы стараемся поддерживать различные инициативы по развитию рынка информационных технологий”, — сообщил П.Ершов. 
По мнению представителя Microsoft, имеющей опыт сотрудничества с МГУ, компании-лидеры должны способствовать повышению эффективности университетов, включая уровень их исследовательской работы и влияние на экосистему. “Если мы хотим, чтобы бизнес приходил в вузы в поиске ответов на насущные вопросы, то там должны быть соответствующие профессионалы, уникальные специализации и знания”, — напомнил Павел Ершов.
Председатель совета директоров “Трубной металлургической компании” (ТМК) Дмитрий Пумпянский одновременно представлял на форуме и Уральский федеральный университет (УрФУ) как председатель наблюдательного совета этого вуза. По его словам, отечественное инженерное образование сегодня в целом отвечает потребностям промышленности, а доучивать молодых специалистов — это нормально, так было всегда. Высокотехнологичный бизнес должен вкладываться в образовательный процесс по примеру компаний Microsoft  и “Яндекс”. Так же действует и ТНК. “Открываем кафедры и совместные программы обучения, наш корпоративный университет работает с вузовскими преподавателями”, — сообщил Д.Пумпянский. Он также отметил, что УрФУ, как и другие вузы-участники Проекта 5-100, стремится преодолеть отсталость в уровне коммерциализации и рыночного подхода к своим разработкам, в частности, через создание малых предприятий и экосреды в регионе. “Коллектив университета плотно работает с РАН, организует совместные лаборатории, старается увеличить количество научных работников и ставит задачу повышения внебюджетных доходов от НИОКР, строя базу для того, чтобы стать надежным партнером промышленности”, — пояснил он.
Но, как считает Дмитрий Пумпянский, всего этого недостаточно: университеты должны изменить “ментальность”, темп принятия решений, видеть научные темы больших корпораций, в которых могли бы участвовать вузовские исследователи. 
Ректор НИУ “ВШЭ” Ярослав Кузьминов, в свою очередь, обратил внимание на низкую готовность российского бизнеса к инвестициям в R&D (Research and Development, НИОКР). Он предложил несколько моделей взаимодействия вуза и корпоративного заказчика, и одна из них, как подчеркнул ректор “Вышки”, “имеет достаточно большую перспективу”. Речь идет о кооперации сторон в решении общеотраслевых или страновых проблем. Этот процесс носит социальный и отраслевой характер, и в нем, с точки зрения Я.Кузьминова, обязательно должен участвовать сильный лидер, не боящийся привлечь конкурентов для объединения усилий по развитию определенной платформы. 
То, что бизнес неохотно вовлекает вузы в свою технологическую деятельность, а сами они пока не научились ставить большие задачи в соответствии с его потребностями, подтвердил и генеральный директор Российской венчурной компании (РВК) Александр Повалко. В качестве примера он привел участников конкурса на получение грантов в рамках Программы господдержки центров Национальной технологической инициативы (НТИ) на базе вузов и научных организаций, функции оператора которой выполняет РВК. Он напомнил, что первые центры НТИ были отобраны в конце минувшего года: два — в академических институтах и четыре — в университетах. “У вузов есть хорошее представление о том, какие текущие проблемы решают компании, но задачи на опережение они не формулируют”, — констатировал гендиректор РВК. Он заметил, что участники конкурса получили реальный опыт выстраивания партнерского взаимодействия, однако вузам предстоит еще многое изменить в подходах “к продаже себя”. “Без стирания границ между бизнесом и университетами у нас ничего не получится”, — уверен А.Повалко.
Татьяна Возовикова

Нет комментариев