С отбором — перебор. Авторам концепции поддержки молодых талантов указали на ошибки.

В случае, если основные претензии и предложения участников итогового обсуждения проекта Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов будут приняты во внимание, то 30 марта Президенту РФ представят документ, претерпевший серьезные изменения с момента появления его первоначальной версии. Слушания состоялись на днях в Общественной палате Российской Федерации (ОП РФ). В ходе разговора выяснилось, что, с точки зрения авторитетных ученых и практиков, посвятивших изучению феномена одаренных детей и работе с ними десятки лет, разработчикам концепции не хватает профессионального знания предмета. Специалисты подвергли критике и понятийную составляющую документа, и ряд предложенных авторами направлений развития системы, а также многое из комплекса мер по реализации концепции.
Как напомнила собравшимся первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования Любовь Духанина, завершающему разбору проекта предшествовало его открытое обсуждение на сайте палаты. Она отметила, что ряд поступивших замечаний “требует не общественного, а научного обсуждения”, к примеру, указание на отсутствие приемлемых и проверенных методик диагностики одаренности. В связи с этим было предложено не использовать в концепции данное понятие, заменив его другими — “способность”, “мотивированность”, “талант”.
Выступившая на слушаниях профессор Института психологии РАН Марина Холодная обратила внимание на то, что из рабочей концепции одаренности, утвержденной в 2003 году, в обсуждаемый документ было взято лишь определение без учета вытекающих из него теоретических и практических следствий. По ее словам, понятия “талант” и “одаренность” не являются синонимами. И если говорить о мерах по выявлению, развитию и поддержке, то такие мероприятия должны быть различными по отношению к “талантливым” и “одаренным” представителям подрастающего поколения.
Профессор предупредила о возможных негативных последствиях осуществления некоторых намерений, содержащихся в проекте концепции. В том числе “установления повышенных нормативов финансового обеспечения организаций, реализующих на должном уровне программы работы с одаренными детьми и молодежью, в части таких программ”, а также увеличения норм подушевого финансирования учреждений ВПО “в отношении студентов — победителей интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и получивших наиболее высокие баллы ЕГЭ по профильным предметам”.
Большинство участников слушаний согласились с оценками коллеги. Первый зампред Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин заявил, что подобного рода предложения авторов проекта принципиально ошибочны, поскольку сводятся к попыткам перераспределить существующие ресурсы “в пользу богатых”. “Таким образом, мы поддержим юристов и экономистов за счет инженеров, агрономов, педагогов”, — отметил депутат. Он считает, что в концепции должно быть прямо прописано обеспечение ее мероприятий не за счет перераспределения средств, а путем дополнительного финансирования.
Олег Смолин призвал уделить особое внимание поддержке представителей малообеспеченных слоев населения и молодежи с ограниченными возможностями, дабы они не оказались за пределами действия концепции и социальное расслоение в обществе не усиливалось.
Многие из выступавших акцентировали тот факт, что национальная система не строится на пустом месте — в стране накоплен немалый результативный опыт работы с талантливой молодежью. Руководитель первого в России кировского областного Центра дополнительного образования одаренных школьников, доцент Вятского госуниверситета Игорь Рубанов предложил провести некую “инвентаризацию” педагогов и организаций, успешно работающих в этой области, “с целью их всемерной поддержки и бережного сохранения достигнутого”. Он также подчеркнул важность участия этих специалистов и структур в разработке и воплощении в жизнь любых концепций и планов работы с молодыми талантами с правом решающего голоса.
Не отрицая особой значимости разнопрофильных специализированных школ и училищ, заслуживших авторитет в сфере развития способностей у подрастающего поколения, участники обсуждения в то же время говорили о приоритетности курса на подъем уровня подготовки педагогов и оснащения общеобразовательных учреждений в целом, поскольку именно там юные таланты впервые получают возможность проявить себя. Важно также, чтобы концепция не открыла пути для социально опасной селекции молодежи, к ее формальному разделению на бездарных и одаренных, а включение в систему материально заинтересованных наставников не привело к систематической фальсификации достижений.
На слушаниях присутствовал председатель Комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев. Обращаясь к собравшимся, он подчеркнул, что их выступления создают основу для законопроектной деятельности его коллег, пообещав, что, когда “большой закон об образовании” станет реальным документом, решения по поддержке талантов займут там достойное место.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Андрея МОИСЕЕВА
 

Нет комментариев