Зовущий в полет. Знаменитый лайнер послужит просвещению.

В Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н.Туполева (КНИТУ-КАИ) приступили к созданию уникального интерактивного музея техники для детей и молодежи на базе первого в истории авиации сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Специальный фонд по развитию вуза недавно получил на эти цели грант в размере 8 миллионов 900 тысяч рублей. Сумма была выиграна в конкурсе Фонда президентских грантов, победителями которого стали 2243 некоммерческие организации из 85 регионов страны. 

Началось все с того, что в самом вузе прошел конкурс проектов музея. Как сообщает пресс-служба КНИТУ-КАИ, заявки принимались в течение месяца. Присланные проекты были опубликованы на сайте tu-144.kai.ru, где проходило открытое интернет-голосование, в ходе которого были собраны 362 825 голосов. Летом состоялась защита проектов перед экспертной комиссией, по ее результатам были определены финалисты.
В итоге была сформирована рабочая группа, в которую кроме сотрудников администрации КНИТУ-КАИ вошли представители обоих финалистов — творческого объединения “Самрух” и производственного объединения “Зарница”. Кроме того, для реализации проекта принято решение пригласить экспертов из Политехнического музея Москвы. 
Ту-144, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы, наряду с британско-французским “Конкордом” был одним из двух в мире сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались в гражданской авиации для коммерческих перевозок. При этом советский самолет стал первым лайнером такого типа, поднявшимся в воздух, — его полет состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше “Конкорда”. Наш самолет также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, — это произошло 5 июня 1969 года.
Ту-144 совершил 102 рейса под флагом “Аэрофлота”, из них 55 — пассажирских. Правда, век коммерческих перевозок на нем оказался недолгим — всего 7 месяцев. Эксплуатация самолета была прекращена в 1978 году. Одной из главных причин стала нерентабельность полетов — в СССР граждане не могли оплачивать билеты по реальной стоимости в отличие от пассажиров “Конкорда”, коммерческая эксплуатация которого продолжалась с 1976-го по 2003 годы. 
Всего были построены 17 лайнеров Ту-144, 8 из них сохранены, в том числе в столице Татарстана. Казанский самолет уже размещен между зданиями КНИТУ-КАИ. Его установка на постамент завершила первый этап проекта создания интерактивного музея техники. Процесс транспортировки Ту-144 сопровождался целой серией сложнейших в техническом отношении операций.
К 31 декабря 2018 года, 50-летию первого полета Ту-144, в салоне самолета планируется открыть уникальный интерактивный музей техники для детей. Будут воссозданы пилотская кабина, рабочее место штурмана и бортинженера, а также несколько рядов с пассажирскими креслами.
Татьяна ТОКАРЕВА
Фото с сайта КНИТУ-КАИ

Нет комментариев