Победа пинцета

Ученым впервые удалось остановить развитие болезни Паркинсона. Для этого был создан “молекулярный пинцет”, предотвращающий образование связанных с болезнью белковых агрегатов. Результаты исследования опубликованы в журнале Neurotherapeutics.
Профессор неврологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джефф Бронштейн (Jeff Bronstein) с коллегами создал новое соединение, которое может служить “молекулярным пинцетом”: оно захватывает молекулы белка альфа-синуклеина в определенных местах, препятствуя их слипанию друг с другом, сообщает MedicalXpress. Альфа-синуклеин считается одним из факторов, провоцирующих болезнь Паркинсона. При заболевании его структура нарушается, становится аморфной и неупорядоченной, что приводит к образованию белковых агрегатов, а также отмиранию нейронов центральной нервной системы. “Молекулярный пинцет”, созданный калифорнийскими учеными, не только препятствует образованию агрегатов альфа-синуклеина, но также подавляет токсичность этого белка и разрушает уже существующие агрегаты. При этом он не влияет на нормальные функции головного мозга.
“Молекулярные пинцеты” представляют собой нецикличные молекулы, у которых есть два конца — две “руки”, способные захватывать другие молекулы через нековалентные химические связи. “Молекула-пинцет” для альфа-синуклеина (она называется CLR01) имеет форму буквы “С” и химическую структуру, благодаря которой она “обхватывает” белковую цепочку в тех местах, где находится аминокислота лизин. Эта аминокислота входит в состав большинства белков. Действие “молекулы-пинцета” было проверено как в культурах клеток, так и в живом организме на трансгенных аквариумных рыбках данио, которые служили моделью болезни Паркинсона. Данио используются в качестве лабораторного объекта потому, что с ними легко проводить генно-инженерные манипуляции, а кроме того, они прозрачны, и это позволяет визуализировать биологические эксперименты. Модельные аквариумные рыбки несли альфа-синуклеин, меченный зеленым флуоресцентным белком, что давало возможность отслеживать состояние белковых агрегатов под воздействием “молекулярного пинцета”. В этих экспериментах, так же как и в культурах клеток, наблюдался один и тот же эффект. “Молекула-пинцет” препятствовала образованию агрегатов альфа-синуклеина, отмиранию нейронов вследствие токсичного эффекта белковых агрегатов, а также вызывала разрушение уже имеющихся агрегатов. Этот результат вдохновил ученых на новые опыты с “молекулярным пинцетом”: в настоящее время они изучают действие созданной молекулы на мышах (“моделях” болезни Паркинсона) и надеются на то, что эти исследования в конечном счете приведут к испытаниям на людях. В настоящее время для людей с болезнью Паркинсона существует лишь симптоматическое лечение, препаратов, останавливающих развитие заболевания, не существует.